Галина Дробященко
Конспект занятия «Воспитание толерантного отношения к народам мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект : ООД подготовительной компенсирующей группы учителя-логопеда Дробященко Г. А.
Тема: «Воспитание толерантного отношения к народам мира».
по образовательной области «Речевое развитие»,
направление «Ознакомление с художественной литературой»
«Сундучок сказок»
Цель:
Обобщить знания детей о сказках народов мира; активизировать и развивать чёткую
выразительную речь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и народов к их культуре и деятельности;
Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям других народов.
Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.
Предварительная работа:
Работа с картой мира, с глобусом;
Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран;
Чтение художественной литературы разных народов мира;
Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь, береги; верный друг лучше сотни слуг;
дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Методы и приемы: беседа, игровой, продуктивных, сюрпризный момент, художественное слово.
Материал:, изображение детей разных народов, шапочки героев сказок, Картинки, виноград.
Словарная работа: Толерантность, дружба народов, карта мира, народные традиции, народы разных стран.
Содержание ООД
I. Вводная часть.
Логопед: Добрый день, дорогие гости! Мы с вами живем в маленьком красивом селе Ейском Укрепление, и живут у нас в селе. Все национальности это украинцы, казахи, дагестанцы, азербайджанцы, грузины и русские.
Когда - то люди из других стран приехали в наше село и остались здесь навсегда. Но все они, будучи представителей разных народов, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи.
«На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?»
Дети: В России.
II. Основная часть.
Логопед: Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Государственный язык у нас русский. Русские люди имеют свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе.
Сюрпризный момент: Ой, смотрите ребята, что это у нас тут волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что скрывается внутри.
Логопед: достает первый сюрприз Русскую матрёшку.
Логопед: Ребята кто это?
Дети: Матрёшка.
Логопед: Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Логопед: Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью.
Логопед: Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете и как отмечают эти праздники.
Дети: Масленица, Пасха, Осенены, Рождество. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, водят хороводы.
Логопед: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.
Логопед : Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, и будим водить хоровод.
(Хоровод «Во поле березка стояла». Все слова сопровождаются движениями.)
После хоровода все рассаживаются на свои места.
Логопед: Ребята любите ли вы слушать сказки?
Дети. Да. Любим.
Логопед: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Логопед: Как вы думаете, почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Логопед: Верно, приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Сказок тут не перечесть!
Логопед: Я сейчас загадаю вам загадки о сказках.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка.)
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля.)
3. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка.)
4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
5. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка.)
6. Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу
(Золушка.)
7. В лесу девица стоит, плачет,
От холода всё руки прячет.
И нос замёрз и уши тоже,
Вся на снегурочку похожа.
Мороз с ней начал говорить,
Со всех сторон к ней подходить:
Тепло ли, девица, тебе?
Ты расскажи мне о себе.
Она от холода дрожит,
Но не показывает вид.
Тепло мне, дедушка Мороз,-
Сама стоит, не чуя нос.
Тогда он сжалился над ней,
Призвал лихих своих коней.
Мчится с подарками повозка.
Сказка называется….
(«Морозко».)
Логопед: Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Логопед: В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна.
( Логопед: достает из сундука картинку горы.)
(Звучит дагестанская народная музыка.)
Логопед: государство Закавказья, оно располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории государства занимают горы и плодородные долины. Горы покрыты тенистыми лесами, там много красивых горных озер. Во всем мире известно восточное гостеприимство. В Дагестане умеют принимать гостей с особым размахом и радушием. У народа также есть свои традиции: сватовство, сбор урожая, рождение детей и праздники. У дагестанского народа есть не только танцы но и народные сказки. И сейчас ребята вам покажут Дагестанскую сказку "Кот и мышь".
Инсценировка Дагестанской сказки :
"Кот и мышь"
Логопед: Гонялся кот за мышкой, но не смог мышку поймать. Решил он ее обмануть.
Ребенок1: Кот: Мышка, мышка, — мурлыкал кот, — ты такая быстрая, ты такая проворная. … Выйди из норки и беги во-он в тот угол… Я дам тебе за это полную мерку пшеницы!
Ребенок2: Мышка: Нет, нет! — пискнула мышка. — Работа слишком мала, а плата чересчур велика! Посижу-ка я лучше дома.
Логопед: Но мышка оказалась хитрее кота и осталась сидеть в своей норке.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему мышка не захотела выходить из норки?
(Ответы детей.)
Логопед: Ребята, давайте заглянем в сундучок и узнаем что же там лежит из какой страны.
( Логопед: достает из сундука гроздь винограда.)
Мозаика природы и труда, Молдова милая моя. Застывших волн зелёные холмы
И хлебный запах стриженной копны,
Гроздь винограда, солнца жар,
Прохлада сада, абрикос пожар,
Искусственных озёр блестящих зеркала,
Бунт горных рек Днестра, Прута,
Молдова милая моя.
Логопед: И ещё Молдавия славиться народными сказками. И ребята нам покажут отрывок из Молдавской сказки "Коза обманщица".
Показ Молдавской сказки "Коза обманщица".
Логопед: Спасибо, всем.
Логопед: Вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Логопед: Ребята кто был главный герой в сказке?
Дети: Коза.
Логопед: Коза правильно поступила?
Дети: Нет.
Логопед: Почему, что она сделала?
Дети: Она обманывала старика он ей верил и выгнал из дома своих дочерей и бабку.
Логопед: Молодцы.
Логопед: Ребята, давайте заглянем в сундучок и узнаем, что же ещё там у нас лежит.
( логопед: достает из сундука украинский венок.)
Логопед:
Много разных стран на свете
В них живут и дружат дети
По соседству с Россией страна -
Украиной названа она
Давайте отправимся в гости к друзьям
Пусть они расскажут об Украине нам
Выходит ребенок:
- Здоровеньки буллы, дорогие гости наши.
Мы о своей стране вам сейчас расскажем.
О, как прекрасна Украина!
Ее поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.
Логопед: Украина не только славиться своим лугами, лесами, родниками но и Украинскими народными сказками.
Ребята, какие вы знаете украинские сказки?
(Ответы детей)
1."Колосок"
2. "Котик и петушок"
3."Рукавичка"
4."Соломенный бычок"
Логопед. Молодцы!
III. Заключительная часть.
Логопед: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день. Нас так много и мы все разные.
Стихи детей:
1 ребёнок
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты!
2 ребёнок
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой не даром зовем.
3 ребёнок
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
4 ребёнок
Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Встают в хоровод все дети.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Пусть будут все дети на веке друзьями!
(Все поднимают руки в верх и хлопают.)
Итог занятия.
Логопед: Мы вместе и в этом наша сила. И хочется, чтобы в нашем детском саду всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Всем спасибо, все молодцы.