Наталья Николаевна Фалалеева
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление воспитателя высшей квалификационной категории Фалалеевой Н. Н. с презентацией из опыта работы "Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях ДОУ в контексте ФГОС ДО" на методическом объединении воспитателей Центрального района г. Волгограда "Роль дошкольных образовательных организаций в формировании культурно-толерантной личности"
1 слайд название темы выступления
2 слайд определение значения толерантности дано на разных языках.
Публикация «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ в контексте ФГОС до» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Большой энциклопедический словарь) Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. (Из «Декларации принципов толерантности», принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.)
Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и адаптацию в ней.
Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.
В нашем детском саду обучаются и воспитываются дети с ОВЗ: с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы стремимся к созданию таких условий в ДОУ, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности. А это возможно только в интегративной среде. Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным (терпимым) не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.
Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется нам негуманным. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим», так как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность : дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает проявление их способностей и возможностей. Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более гуманными, толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах.
Подобные качества в современном мире, где участились акты нетерпимости, насилия, и дискриминации социально наименее защищенных групп населения, очень важны.
Основная проблема — это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у дошкольников.
3 слайд «Люди на свете рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать»
На слайде представлено понятие - толерантность в виде нескольких его составляющих. Нам сегодня подробнее хотелось бы остановиться на таких составляющих, как:
-принятие другого таким, какой он есть;
- уважение прав другого;
- уважение человеческого достоинства;
-сотрудничество
4 слайд
Направления формирования толерантности в детском саду :
1. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста ведется по трем направлениям:
а) позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, разной национальности и вероисповедания
б) обучение детей общению со сверстниками и взрослыми, способам разрешения конфликтов
в) изучение национальных особенностей и традиций других народов на примере фольклора.
2. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов.
5 Слайд
формы работы по формированию толерантности у дошкольников :
• Игровая образовательная ситуация, направленная на побуждение детей к толерантному поведению. Данная форма строится на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса;
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;
– недопущение, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
• Проведение тематические праздников, дней и недель: день вежливости, день прав ребенка, день добрых дел, мы помощники и т. д.
• Чтение художественной литературы. Для чтения используются сказки разных народов мира: «Воробей и лиса» (болгарская сказка, «Обезьяна и конфета» (бразильская сказка, «Дедов совет» (латышская сказка).
• Проведение подвижных игр: «Тень», «Стрекоза», «Доброе животное»,
«Охотники», «Горелки», «Воробьи попрыгунчики», «Ловишки» или «Перебежки».
На занятиях использовали разнообразные методические приёмы :
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми : «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
7 -8-9 слайд Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы использовали разнообразные формы работы с родителями : собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
— Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
— Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
10 слайд
Опыт взаимодействия детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками:
• Способствует формированию у здоровых детей эмпатии и гуманности.
• Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу
• Здоровые дети воспринимают своих сверстников с ОВЗ как нормальных членов общества.
• Повышается опыт общения,
• формируются навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях
• Повышаются адаптационные возможности детей.