Елена Бянкина
Сценарий мероприятия «Мы живём, не тужим, всем народом дружим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Название мероприятия :
Приобщение детей к традиционной национальной культуре
«МЫ ЖИВЁМ, НЕ ТУЖИМ, ВСЕМ НАРОДОМ ДРУЖИМ!»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Составила:
Бянкина Елена Евгеньевна,
музыкальный руководитель.
г. Петропавловск-Камчатский
2015 г.
Публикация «Сценарий мероприятия „Мы живём, не тужим, всем народом дружим!“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2016
В настоящее время в систему дошкольных учреждений входят новые программы, вновь и вновь поднимаются проблемы раскрытия духовного потенциала ребёнка, стимулирование его развития через различные виды искусств.
Благодаря комплексному воздействию музыкального искусства на человека, воспитание музыкальной отзывчивости, душевной чуткости, нравственной потребности, музыка в семье искусств занимает особое положение. Миссия искусства велика, ведь музыка, литература и живопись воспитывают не только почитателей, но и народ в целом.
Но очень важна и обратная связь: через народное творчество познаётся история народа, уровень её цивилизации, воспитывается уважение к духовному наследию и культуре.
Целостное освоение художественной картины творчества других народов позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей и географией других стран.
Приобретя опыт эстетического соучастия, дети учатся сопереживать, понимать ментальность другой национальной культуры.
Развить чувство прекрасного можно не только через познание искусства, разностороннее образование своей целью имеет гармонизацию личности, воспитание лучших человеческих качеств, таких как: толерантность, умение слушать и слышать окружающий мир, знать, что каждая культура самоценна и требует к себе уважения.
«Национальный мостик», переброшенный от одной культуры к другой, даёт прекрасную возможность почувствовать богатство национальных культурных традиций различных стран, их многообразие и неповторимость. Систематическое приобщение детей к фольклору народов, населяющих Камчатку и Дальневосточный регион, развивают в детях потребность наблюдения, общения, расширяют их кругозор, и способствуют познанию традиций этих народов.
Главной задачей, по моему мнению, должно стать: формирование у детей национальной широты музыкального вкуса - стремление не только слушать музыку своего народа, но также знакомиться с музыкальным искусством других народов, как в фольклорных образцах, так и в аранжировке.
Последнее десятилетие всё чаще музыканты, художники и другие представители искусства обращаются к национальным музыкальным образцам. Мною был накоплен соответствующий музыкальный материал. Многое было не раз апробировано и представило несомненный интерес для изучения и исполнения.
Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа и других народов.
Это определяет их физическое и духовное здоровье. В наши дни, когда ребёнок проводит большее время вне семьи и вне дома, во многом ослаблены связи не только с родственниками, но и с родителями. Сегодня наблюдается большой дефицит общения. Это наносит непоправимый урон физическому и духовному развитию. В наше время семья теряет свою ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной культуре, отсюда страдают нравственные устои. Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна.
Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремёсла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают всё, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера.
В глубине народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья, продолжение рода, его обращённость в будущее.
Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений.
Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты массовой, проходящей, нестойкой культурой. Велика ценность народных традиций и культуры, ибо они определяют самобытность, уникальность социально- исторического опыта народа. Дети, их жизнь и творчество- это феномен в культуре каждого народа, требующей пристального внимания, комплексного изучения, научно- практических рекомендаций и их внедрения в реальную, повседневную жизнь подрастающего поколения.
Познавая, творчески осваивая опыт поколений дети не только изучают его но и реализуют свои знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры, помогают сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.
Детей дошкольного возраста приобщать к национальной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции. Многие традиции переосмыслены и наполнены новым, современным содержанием, но основа их должна быть сохранена.
Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, юмор, шутка, широкая амплитуда в настроении музыкального репертуара внесут радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизни наших детей.
Моя заинтересованность песенно- игровым наследием народов Севера началась давно. Хотелось осуществить мечту поставить полноценный, эстетически выверенный спектакль на основе сказок народов Камчатки. Так и родился данный проект.
Цель:
Формирование уважения к культурным традициям малых народов Севера.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить дошкольников:
• с географическими и природными особенностями Камчатского края;
• со своеобразием музыкальной культуры и
этнографическими особенностями народов Дальнего Востока;
• со специфическими особенностями танцевально-игрового творчества народов Севера;
• с комплексом дыхательной гимнастики коренных народов для укрепления голосового аппарата детей.
Развивать:
• эмоциональное отношение к культуре малых народов через разные виды музыкальной деятельности;
• тембровый и ритмический слух в процессе слушания и игры на национальных инструментах.
Воспитывать:
• исполнительскую культуру;
• познавательный интерес к самостоятельным творческим проявлениям;
• уважение и понимание специфических особенностей музыкального наследия малых народов.
Описание мероприятия.
Прежде чем приступить к изучению сложного музыкального материала, я обращалась за помощью к хореографам. Изучала особенности танцевального творчества по видеозаписям. Музыкальный материал накапливался медленно, ввиду его полного отсутствия в печатных изданиях. Эскизы национальной одежды выполнялись с фотографий. Старалась не пропустить выступлений национальных коллективов на национальных праздниках и на концертных площадках. Знакомилась с творчеством Камчатского поэта и прозаика Г. Поротова, стихи которого легли в основу многих национальных игр и песен («Ое и медведь», «Ое и утки», «Кока и Медведь», «На реке Ачайваям» и другие).
Начиная работу над проектом «Приобщение детей к традиционной национальной культуре народов Севера», не была уверена в успехе. Однако уже первые выступления показали: детям нравится, зрители в восторге.
В пошиве костюмов помогли родители. Атрибуты к празднику: рога оленя, шкуры, чаут, бубны, рыба, собирали всем коллективом. Но зато праздники показали, - материал «прижился» По мере накопления нотного, игрового материала, атрибутов, возникла необходимость проведения таких праздников ежегодно.
Танцы, игры, песни народов Севера отличаются энергичностью, юмором, органической связью с жизнью, удивительно выразительной мимикой.
Грамотно, эмоционально преподнесённый материал - это гарант успешного разучивания предложенного музыкального материала и увлечённости им детьми. Если не удалось увлечь детей, то об успешной дальнейшей работе говорить не приходиться.
Я считаю, что разработка и использование фольклорного материала и регионального компонента необходимы и обязательны. Здесь важен уровень музыкально-эстетической подготовки, большая любовь и уважение к культуре собственного народа и народов, населяющих наш регион. Проект является долгосрочным, рассчитан на два года.
В процессе реализации проекта был составлен перспективный план
работы, разработана технология приобщения детей к танцевально-игровому творчеству коренных народов Камчатского края на основе многолетней практики обучения танцам и играм.
Для этого использую видео и аудио материалы. А также разнообразие сюжетов и персонажей:
• Старик Бакия- охотник, рыбак, весёлый, добродушный рассказчик;
• Ворон Кутх – по корякским преданиям – создатель мира, он же олицетворение злых сил, похищающих Солнце;
• Солнце - символ тепла, света, благоденствия, гармонии в мире;
• Пурга - холодная, злая, в противоположность Солнцу, символ белого
безмолвного угасания всего живого;
• Дочери Бакия: Ынывет, Кайювет – помошницы, рукодельницы, хранительницы родового очага;
• Ое - неудачливый рыбак, герой всех анекдотов и смешных ситуаций в корякских сказках;
• Ая – невеста Ое, красавица, мудрая и женственная.
дает возможность раскрыть сюжетный колорит Севера.
Разработан и проведен праздник, где слились две этнические культуры: славянская и народов Камчатки.
Сценарий мероприятия "Мы живем, не тужим, всем народом дружим".
В зале установлены «Воротики», через них заходят дети двумя колоннами мальчики и девочки отдельно. Дети выполняют перестроение, сливаются в 1-ну колонну и образуют полукруг.
Песня «К нам гости пришли»
К нам гости пришли
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли!
Гостей поджидали - пироги в печь сажали!
На порог выходили - поясной поклон били.
Будьте ж. гости, вы здоровы,
И в делах ваших толковы!
Поднимайтесь на порог,
К нам на праздничный порог!
Здрасьте!
Ведущая: Красны девицы, да добры молодцы! Собрались мы позабавиться, да потешиться, пошутить да посмеяться, Весну - красну покликать, да с Зимой проститься.
(дети перестраиваются в общий круг)
Хоровод «Калинка»
1. Калинка, малинка моя,
Умывалась я белёшенько.
2. Калинка, малинка моя
Я гнала свою корову на росу.
3. Калинка, малинка моя,
Повстречался мне Медведь во лесу.
4. Калинка, малинка моя,
Ты не тронь мою коровушку.
5. Калинка, малинка моя,
Я коровушку доить буду.
6. Калинка, малинка моя,
Малых детушек поить буду!
(дети садятся, выходят Скоморохи)
Петрушка: Здравствуйте, честная публика! Я Петрушка - бубенец на макушке.
Скоморох: А я - Скоморох, тоже парень неплох!
Петрушка: Наше вам почтение!
Петрушка: А что это публика не весела?
Скоморох: И что это она носы повесила?
Петрушка: А не позабавиться ли нам, может настроение у детей поправится!
Скоморох: Бегут ручьи, журчат звонцы,
Дождями питаются,
Талым снегом разливаются.
Землю орошают,
Травой шелковой прорастают.
Игра «Разлился ручеёк» (положить голубые полоски, обозначающие ручьи)
Разлился ручеёк, золотой рожок,
По пням, по колодам, по лесным дорогам, Оп (перепрыгивают).
Петрушка: Есть у меня знакомец, у него всё наоборот. Станет рубаху надевать шиворот-навыворот, станет лошадь запрягать не с гривы а с хвоста. Вот так Ваня - простота!
Игра «Барашеньки - крутороженьки»
Барашеньки - крутороженьки,
По лесам ходили, по полям бродили,
В скрипочки играли
Ваню потешали,
Ваня, Ваня - простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд, да поехал в огород!
(дети после игры разбегаются)
Скоморох: Стенка на стенку!
Петрушка: Деревня на деревню!
Скоморох: Выходи, не сиди!
Петрушка: Своих ног не топчи!
Игра «Уж мы сеяли, сеяли ленок»
1. Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Мы сеяли, приговаривали,
Лапотками приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Славный, беленький,
да тоненький ленок.
Из ленка полотенец нашьём,
Торговать на ярмарку пойдём.
2 Мы пололи, пололи ленок,
Мы сеяли, приговаривали,
Лапотками приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Славный, беленький.
Да тоненький ленок.
Из ленка сарафанов нашьём,
Торговать на ярмарку пойдём.
3. Мы таскали, таскали, ленок,
Мы таскали, приговаривали,
Лапотками приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Славный, беленький,
Да тоненький ленок.
Из ленка мы рубашек нашьём,
Торговать на ярмарку пойдём.
4. Уж мы пряли, мы пряли ленок,
Уж мы пряли, приговаривали,
Лапотками приколачивали.
Ты удайся, удайся, ленок,
Славный, беленький,
Да тоненький ленок.
Уж ты вейся, ты вейся, ленок,
На головку - беленький платок. (слышен бой бубна)
Скоморох: Слышишь, Петрушка, играют не по - нашему, по- иноземному.
Петрушка: Посмотрим, гости к нам или недруги? С корыстью или с радостью на праздник к нам идут?
(под корякскую музыку «Заезжают» на «оленьей упряжке» -«коряки» в руках у них «рыба», шкурки, чаши с икрой. С ними дед Бакия. Они располагаются полукругом)
Бакия: Здравствуйте, земляки! Ваша песня долетела до далёкого Севера.
Не мог усидеть Старик Бакия в своей юрте, нацепил лыжи, да
внуков с собою взял. Мы тоже веселиться любим.
Простите, что без приглашения, но зато с угощением. Вот лосось, он 3 года рос, вот шкурки вам на опушку, на шапочки да на шубки. А это икра- всякому столу объедение, среднего соления.
Все: Угощайтесь! (Ведущая преподносит хлеб, соль)
Ведущая: Проходите, люди добрые, мы гостям рады!
(дети проходят и присаживаются на коленки).
Бакия: На Севере люди все трудолюбивые. А мастерицы какие! Шкурку выделают так, что между пальцев пропустишь и не заметишь.
Танец «Северные мастерицы»
Бакия: Но у нас есть и нерадивые, да трусливые охотники. Трусоват наш Ое был, но охоту он любил. Попросил ружьё у брата, пошёл он на охоту, а собачек напрокат взял он у другого.
Танец - игра «Ое и Медведь»
Ое с песней О-ё-ёй!
Ехал из лесу домой.
Хорошо везут собаки,
Ведь собаки - брата Акки!
Ое - мастер песни петь,
Услыхал его Медведь.
Бросил тёплую берлогу,
Ое бросил взгляд вперёд,
До ушей разинул рот,
Только больше уж не пелось,
Жить побольше захотелось.
Кувыркнулся в снег лицом,
Притворился мертвецом:
«Пропадайте вы, собаки,
Ведь собаки-брата Аки».
Бакия : Жирные куропатки вышли на поляну, курлык, курлык. Далеко их слышен крик. Вы охотники идите, куропаток изловите.
Игра «Охотники и куропатки»
Бакия: Скоро вскроются реки, побегут по земле ручьи. Пусть напьётся, зацветёт вся Камчатская земля!
Игра «Ручьи, озёра, моря»
Скоморох: А умеете ли вы на дудочках, да на ложках играть?
Бакия: Мы к вам со своими инструментами приехали - у коряков самый главный инструмент – бубен, да язык.
Петрушка: А не устроить ли нам соревнование, на инструментах наших перекликание?
Шумовой оркестр «Перекличка»
Ведущая: Какое замечательное получилось у нас веселье. Несмотря на то, что мы живём далеко друг от друга, говорим на разных языках, носим различную одежду, по- разному питаемся, нас объединяет любовь к своей земле, своему краю, к людям, населяющим её. Так давайте подадим друг другу руки и встанем в общий хоровод. Этим хороводом на Севере люди встречают Весну.
Хоровод «Хололо»
1. Когда мы пляшем «Хололо»
На сердце радость и тепло,
Хололо, Хололо, Хололо, Хололо.
2. Разнаряжены, как в сказках,
Веселятся люди в масках.
Хололо, Хололо, Хололо, Хололо.
3. Кто под маской я не знаю.
То ли Ое, то ли Ая?
Хололо, Хололо, Хололо, Хололо.
4. Знай, коль пляшет всё село,
Это праздник Хололо,
Хололо, Хололо, Хололо, Хололо.
Бакия: Может и есть лучшие края, но для меня всего милей Камчатская земля!
Песня «На Камчатке я живу»
1. На Камчатке я живу - это далеко.
И добраться к нам сюда очень нелегко.
Не летают самолёты, без погоды.
С мамой в отпуск я лечу раз в три года.
Припев:
Хорошо, поверьте мне камчадалом быть,
Жить в далёкой стороне, и её любить,
И её любить!
2. А ещё у нас вулкан настоящий есть,
И на лаву старую, можно даже сесть.
Виноград от голубики мы не отличим.
Зато красную икру ложками едим.
Дети берутся за руки и выходят.