Людмила Комарова
Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ»
В нашей стране особое внимание уделяется детям с различными недостатками физического развития. Воспитывать духовно богатую личность, сделать жизнь детей, их учение интересными и радостными – вот задачи педагогов и воспитателей.
Публикация «Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
Родители хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, а в будущем - полноценными гражданами, трудящимися на благо нашей страны. Но не всегда дети с нарушением зрения активны, они малообщительны, робки, безразлично относятся к окружающим предметам, которые плохо различают, нередко бывают равнодушны к детским книгам, к картинкам, потому что с трудом воспринимают их. Дети с большой потерей зрения боятся наткнуться на окружающие предметы, несвободно, медленно двигаются по квартире, по двору. Это затрудняет ориентировку в пространстве, ознакомление с окружающими предметами, обедняет их представления и понятия, задерживает развитие.
При своевременном, правильном воспитании в семье, в детском саду и в школе последствий нарушения зрения может и не произойти. Счастливая судьба ребенка, развитие его личности, интересов – в руках родителей, всех членов семьи и педагогов.
Что для этого необходимо сделать родителям? Выяснить, какое зрение у ребёнка.
Следует избегать другой крайности: узнав, что ребенок плохо видит, некоторые родители оберегают его и от движений, и от домашних обязанностей, лишают ребенка радости игры и труда, боясь, что он может ухудшить и без того слабое зрение.
Чтобы пробудить интерес к окружающей жизни, нужно учить ребенка не только внимательно рассматривать предметы, картинки, представителей животного и растительного мира, но и потрогать, ощутить, понюхать, прислушаться к звукам, издаваемым тем или иным живым или неживым объектом наблюдения. Этим они будут способствовать разностороннему умственному развитию ребенка и развитию его интересов, без которых нет успеха в учении и в труде.
Что же это за могучее средство разностороннего развития ребенка, которое мы называем интересом или, точнее, познавательным интересом? Подлинный интерес к предмету, явлению, к тому или иному делу побуждает ребенка к длительному рассматриванию, стремлению подробнее и поглубже узнать о нем, понять причины явлений или свойства предмета. Заинтересованный ребенок радуется познанию чего-то нового, ранее неизвестного, даже в повседневном, привычном, мимо которого он раньше равнодушно проходил или только поверхностно касался. Познание доставляет радость ребенку и толкает его ко все более частому переживанию этой радости познания или же овладению новым умением. Значит, интерес- это эмоционально-познавательное отношение к разным предметам, к той или иной деятельности. Интерес к деятельности побуждает добиться лучшего исполнения начатого дела - будь то уборка, мытье посуды, склеивание из спичечных коробок игрушечной мебели, раскрашивание контурного рисунка и т. д.
Возникший интерес помогает преодолевать трудности, доводить до конца взятую на себя обязанность или игровую роль, а также понять прежде непонятый рассказ, дослушать до конца начатую повесть. Любознательность помогает ребенку овладеть грамотой, научиться читать, считать, решать трудную задачу, хорошо сделать заданную в мастерской модель, научиться чертить, рисовать, а также не только слушать музыку, но и узнать, кто ее сочинил, что хотел передать слушателям композитор. Ребенок с разносторонними интересами лучше подготовлен к жизни.
Интерес - это поиск нового даже в старом, поиск новых путей решения важных вопросов.
Возможно ли воспитание таких интересов у детей с нарушением зрения? Можем ли мы помочь ребенку, не располагая достаточными знаниями и умениями?
Взрослые не только могут, но и обязаны помочь ребенку, который плохо видит, лучше распознавать, рассматривать, знакомиться с окружающей жизнью, вместе с ребенком стараться узнать о ней из разных источников что-либо новое.
Для этого не нужно много времени. Нужно, во-первых, захотеть помочь ребенку в его повседневном знакомстве с окружающей обстановкой, стараться учить его использовать сохранные анализаторы (органы чувств, осязания, обоняния и др.) для познания окружающей действительности.
Надо прежде всего завоевать доверие ребенка, расположить его к себе, не укорять за промахи, а терпеливо учить преодолевать препятствия и трудности, радоваться достижениям. На этой основе с самого раннего детства ребенок, доверившийся своим воспитателям, будет охотно им подражать. Так создается первая эмоциональная предпосылка развития познавательного интереса. Этому способствует и радость общения в совместной деятельности с родными. В ходе этой совместной познавательной деятельности (рассматривание предметов, обучение воспринимать разные стороны предметов и явлений) подготавливается почва для дальнейшего пробуждения интереса.
Важно заразить ребенка своим интересом, восторгом, удивлением, восхищением окружающими вещами, природой, хотя бы рассматриванием цветка, например:
«Оказывается, у него есть лепестки, серединка, а листики какие тоненькие и нежные! Потрогай. Цветок сам белый, а серединка какая? Посмотри-ка! Желтая! А листики? Зеленые, правильно, вот молодец! Как ты хорошо рассмотрел этот цветок. А это что? Не знаешь? Я тебе скажу- это стебель. Найди-ка у другого цветка стебель. Да ты умница!»
Такого рода эмоциональный разговор во время прогулки радует и воодушевляет ребенка с нарушением зрения, а похвала вдохновляет его на дальнейшее ознакомление с миром растений. Можно с детьми рассматривать и кролика, и котенка, сравнивать их, находить различие и сходство. Важно, чтобы ребенок участвовал в открытии особенностей каждого из них, а в сравнении научился мыслить, умозаключать, высказывать суждения.
Как показали исследования педагогов и психологов, речь ребенка с нарушением зрения бывает развита, но за словами у него стоят бедные, иногда искаженные представления.
Надо стремиться вместе с ребенком к поиску ответов на возникающие вопросы. В интересной беседе, опирающейся на реальные представления и даже на обследование конкретных предметов, речь ребенка наполняется более богатым содержанием. Ему будет интересно слушать рассказы и сказки, а затем и самому их читать: они будут ему понятнее, интереснее.
Чтение способствует не только умственному, речевому и нравственному развитию, но и расширяет интерес ребенка к человеку, к его переживаниям, поступкам. Кроме того, следует обратить внимание на то, как красиво описана природа, как хорошо писатель рассказал о животном, как интересно описал характер человека; подчеркнуть интонацией, голосом красивые выражения писателя. Чтение расширяет кругозор, пробуждает любознательность ребенка. Беседы в семье об интересных книгах пробуждают у детей к чтению. В подборе книг может помочь родителям воспитатель, учитель или работник детской библиотеки. Очень важно заинтересовать ребенка красивыми, яркими картинками, иллюстрирующими рассказы, сказки, повести и детские стихотворения; постоянно приобретать открытки с красивыми пейзажами, цветком, узором, изображением животных. Контуры открыток можно более четко обвести тушью или цветным карандашом, а иногда и краски сделать более яркими, чтобы лучше видны были характерные признаки изображения. Необходимо вызвать у ребенка интерес к рисованию. Стремление выразить в рисунке то, что они узнали, побуждает детей лучше рассмотреть, ощупать предмет и вновь его изобразить.
Наряду с рисованием рекомендуются занятия лепкой. Уже приготовление к лепке- необходимость размять пластилин (вначале с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно) развивает мелкую моторику рук ребенка. Затем по модели ребенок учится лепить. Соотнесение своего творчества с образцом пробуждает интерес к предмету и его более подробному обследованию.
Совместное слушание музыки и последующая беседа могут вызвать интерес к ней. Ребенка можно спросить, что композитор хотел выразить своей музыкой, настроение создало музыкальное произведение и т. д. Все это способствует развитию ребенка. Следует приучать детей к различным видам труда: мыть посуду, убираться, выполнять различные ручные поделки из природного материала, работать в саду, в огороде. Воспитывая интерес ребенка к окружающей жизни, к знаниям, к труду и к искусству, родителям необходимо быть требовательным к себе, постоянно учиться. Приобщая ребенка к знанию, к культуре, развивая его интересы, нужно постараться с ним вместе искать и находить новое, важное в познавательном отношении, расположить ребенка к радости познавания на личном примере.
Таким образом, для успешного инклюзивного обучения педагогу необходимо использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушением зрения. Кроме того, важно учитывать, что у этих детей медленный темп работы, необходимо использовать офтальмо – гигиенические требования к организации урока (занятия). Также следует формировать толерантное отношение к детям с нарушением зрения у зрячих сверстников.