МААМ-картинки

Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ

Людмила Комарова
Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ»

В нашей стране особое внимание уделяется детям с различными недостатками физического развития. Воспитывать духовно богатую личность, сделать жизнь детей, их учение интересными и радостными – вот задачи педагогов и воспитателей.

Публикация «Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Родители хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, а в будущем - полноценными гражданами, трудящимися на благо нашей страны. Но не всегда дети с нарушением зрения активны, они малообщительны, робки, безразлично относятся к окружающим предметам, которые плохо различают, нередко бывают равнодушны к детским книгам, к картинкам, потому что с трудом воспринимают их. Дети с большой потерей зрения боятся наткнуться на окружающие предметы, несвободно, медленно двигаются по квартире, по двору. Это затрудняет ориентировку в пространстве, ознакомление с окружающими предметами, обедняет их представления и понятия, задерживает развитие.

При своевременном, правильном воспитании в семье, в детском саду и в школе последствий нарушения зрения может и не произойти. Счастливая судьба ребенка, развитие его личности, интересов – в руках родителей, всех членов семьи и педагогов.

Что для этого необходимо сделать родителям? Выяснить, какое зрение у ребёнка.

Следует избегать другой крайности: узнав, что ребенок плохо видит, некоторые родители оберегают его и от движений, и от домашних обязанностей, лишают ребенка радости игры и труда, боясь, что он может ухудшить и без того слабое зрение.

Чтобы пробудить интерес к окружающей жизни, нужно учить ребенка не только внимательно рассматривать предметы, картинки, представителей животного и растительного мира, но и потрогать, ощутить, понюхать, прислушаться к звукам, издаваемым тем или иным живым или неживым объектом наблюдения. Этим они будут способствовать разностороннему умственному развитию ребенка и развитию его интересов, без которых нет успеха в учении и в труде.

Что же это за могучее средство разностороннего развития ребенка, которое мы называем интересом или, точнее, познавательным интересом? Подлинный интерес к предмету, явлению, к тому или иному делу побуждает ребенка к длительному рассматриванию, стремлению подробнее и поглубже узнать о нем, понять причины явлений или свойства предмета. Заинтересованный ребенок радуется познанию чего-то нового, ранее неизвестного, даже в повседневном, привычном, мимо которого он раньше равнодушно проходил или только поверхностно касался. Познание доставляет радость ребенку и толкает его ко все более частому переживанию этой радости познания или же овладению новым умением. Значит, интерес- это эмоционально-познавательное отношение к разным предметам, к той или иной деятельности. Интерес к деятельности побуждает добиться лучшего исполнения начатого дела - будь то уборка, мытье посуды, склеивание из спичечных коробок игрушечной мебели, раскрашивание контурного рисунка и т. д.

Возникший интерес помогает преодолевать трудности, доводить до конца взятую на себя обязанность или игровую роль, а также понять прежде непонятый рассказ, дослушать до конца начатую повесть. Любознательность помогает ребенку овладеть грамотой, научиться читать, считать, решать трудную задачу, хорошо сделать заданную в мастерской модель, научиться чертить, рисовать, а также не только слушать музыку, но и узнать, кто ее сочинил, что хотел передать слушателям композитор. Ребенок с разносторонними интересами лучше подготовлен к жизни.

Интерес - это поиск нового даже в старом, поиск новых путей решения важных вопросов.

Возможно ли воспитание таких интересов у детей с нарушением зрения? Можем ли мы помочь ребенку, не располагая достаточными знаниями и умениями?

Взрослые не только могут, но и обязаны помочь ребенку, который плохо видит, лучше распознавать, рассматривать, знакомиться с окружающей жизнью, вместе с ребенком стараться узнать о ней из разных источников что-либо новое.

Для этого не нужно много времени. Нужно, во-первых, захотеть помочь ребенку в его повседневном знакомстве с окружающей обстановкой, стараться учить его использовать сохранные анализаторы (органы чувств, осязания, обоняния и др.) для познания окружающей действительности.

Надо прежде всего завоевать доверие ребенка, расположить его к себе, не укорять за промахи, а терпеливо учить преодолевать препятствия и трудности, радоваться достижениям. На этой основе с самого раннего детства ребенок, доверившийся своим воспитателям, будет охотно им подражать. Так создается первая эмоциональная предпосылка развития познавательного интереса. Этому способствует и радость общения в совместной деятельности с родными. В ходе этой совместной познавательной деятельности (рассматривание предметов, обучение воспринимать разные стороны предметов и явлений) подготавливается почва для дальнейшего пробуждения интереса.

Важно заразить ребенка своим интересом, восторгом, удивлением, восхищением окружающими вещами, природой, хотя бы рассматриванием цветка, например:

«Оказывается, у него есть лепестки, серединка, а листики какие тоненькие и нежные! Потрогай. Цветок сам белый, а серединка какая? Посмотри-ка! Желтая! А листики? Зеленые, правильно, вот молодец! Как ты хорошо рассмотрел этот цветок. А это что? Не знаешь? Я тебе скажу- это стебель. Найди-ка у другого цветка стебель. Да ты умница!»

Такого рода эмоциональный разговор во время прогулки радует и воодушевляет ребенка с нарушением зрения, а похвала вдохновляет его на дальнейшее ознакомление с миром растений. Можно с детьми рассматривать и кролика, и котенка, сравнивать их, находить различие и сходство. Важно, чтобы ребенок участвовал в открытии особенностей каждого из них, а в сравнении научился мыслить, умозаключать, высказывать суждения.

Как показали исследования педагогов и психологов, речь ребенка с нарушением зрения бывает развита, но за словами у него стоят бедные, иногда искаженные представления.

Надо стремиться вместе с ребенком к поиску ответов на возникающие вопросы. В интересной беседе, опирающейся на реальные представления и даже на обследование конкретных предметов, речь ребенка наполняется более богатым содержанием. Ему будет интересно слушать рассказы и сказки, а затем и самому их читать: они будут ему понятнее, интереснее.

Чтение способствует не только умственному, речевому и нравственному развитию, но и расширяет интерес ребенка к человеку, к его переживаниям, поступкам. Кроме того, следует обратить внимание на то, как красиво описана природа, как хорошо писатель рассказал о животном, как интересно описал характер человека; подчеркнуть интонацией, голосом красивые выражения писателя. Чтение расширяет кругозор, пробуждает любознательность ребенка. Беседы в семье об интересных книгах пробуждают у детей к чтению. В подборе книг может помочь родителям воспитатель, учитель или работник детской библиотеки. Очень важно заинтересовать ребенка красивыми, яркими картинками, иллюстрирующими рассказы, сказки, повести и детские стихотворения; постоянно приобретать открытки с красивыми пейзажами, цветком, узором, изображением животных. Контуры открыток можно более четко обвести тушью или цветным карандашом, а иногда и краски сделать более яркими, чтобы лучше видны были характерные признаки изображения. Необходимо вызвать у ребенка интерес к рисованию. Стремление выразить в рисунке то, что они узнали, побуждает детей лучше рассмотреть, ощупать предмет и вновь его изобразить.

Наряду с рисованием рекомендуются занятия лепкой. Уже приготовление к лепке- необходимость размять пластилин (вначале с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно) развивает мелкую моторику рук ребенка. Затем по модели ребенок учится лепить. Соотнесение своего творчества с образцом пробуждает интерес к предмету и его более подробному обследованию.

Совместное слушание музыки и последующая беседа могут вызвать интерес к ней. Ребенка можно спросить, что композитор хотел выразить своей музыкой, настроение создало музыкальное произведение и т. д. Все это способствует развитию ребенка. Следует приучать детей к различным видам труда: мыть посуду, убираться, выполнять различные ручные поделки из природного материала, работать в саду, в огороде. Воспитывая интерес ребенка к окружающей жизни, к знаниям, к труду и к искусству, родителям необходимо быть требовательным к себе, постоянно учиться. Приобщая ребенка к знанию, к культуре, развивая его интересы, нужно постараться с ним вместе искать и находить новое, важное в познавательном отношении, расположить ребенка к радости познавания на личном примере.

Таким образом, для успешного инклюзивного обучения педагогу необходимо использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушением зрения. Кроме того, важно учитывать, что у этих детей медленный темп работы, необходимо использовать офтальмо – гигиенические требования к организации урока (занятия). Также следует формировать толерантное отношение к детям с нарушением зрения у зрячих сверстников.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Планирование образовательной деятельности от интересов детей. Технология «Я хочу знать»Планирование образовательной деятельности от интересов детей. Технология «Я хочу знать» (СЛАЙД 1) Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе. В чем.

Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы» из сливовых косточек с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детейМастер-класс по изготовлению панно «Цветы» из сливовых косточек с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детей Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам представить фотоотчёт по изготовлению панно "Цветы" из сливовых косточек. Идею подсмотрела,.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детейКонспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению.

Поделки «Елочки» для оформления класса к Новому году с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детейПоделки «Елочки» для оформления класса к Новому году с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детей Каждый год мы оформляем к новогоднему празднику класс: наряжаем елку, развешиваем мишуру, снежинки, украшаем окна. В этом году мы с ребятами.

Пазлы для слепых детей «Животные»Пазлы для слепых детей «Животные» Пособие выполнено из плотного картона, возвышающегося над поверхностью, на листе сделан контур яркого желтого цвета для ориентировки детей.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 13:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание разносторонних интересов у слепых и слабовидящих детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Комарова (УИ 2226761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД