ирина кисаретова
Планирование образовательной деятельности от интересов детей. Технология «Я хочу знать»
▼ Скачать + Заказать документы
(СЛАЙД 1) Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе. В чем же Эффективность комплексно-тематического планирования? По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. С позиции воспитателя и специалистов такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать. И мы это принцип соблюдаем!
Публикация «Планирование образовательной деятельности от интересов детей, Технология „Я хочу знать“» размещена в разделах
Но откуда берутся темы. До 2023 года рекомендуемые темы прописывались в примерной ОП, в данном случае «От рождения до школы». Планирование тематической недели основывалось на определенной системе общих требований. Прежде всего, мы, педагоги, выделяли задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории" соответственно тема звучала «Москва – столица нашей родины»
При составлении тематики необходимо всегда учитывать:
• Возраст детей и их индивидуальные психические особенности.
• Знать программы, по которой работает Ваше ДОУ, а также его приоритетные направления развития воспитанников.
• Ваше темообразование (самообразования);
• Учитывать время года;
• Иметь в виду, что сквозь тему проходят все виды деятельности детей и формы работы, дети должны «прожить» тему;
• Планировать временной отрезок «проживания» темы – одна-две недели, больше не надо, т. к. дети могут устать от нее. Если вы считаете, что что-то детьми не усвоено, то следующая тема может быть родственной предыдущей, но не такой же;
• Обязательно в конце недели провести досуг, викторину, фестиваль, выставку или другие формы итоговой работы.
• Традиции Вашего дошкольного учреждения;
• Государственные и международные праздники;
• События повседневной жизни, например юбилеи детских писателей, книжных изданий и др;
• Вариативный и Региональный компонент – «День города» и др.
Помните! От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность реализации образовательных областей в целом.
(СЛАЙД 2) С 1 сентября в соответствии ФОП ДО пункт 23.10. Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.
Но как, откуда взяться вопросам?
(СЛАЙД 3) В этом нам поможет технология «Я хочу знать»
Цель технологии – успешно спроектировать РППС и наполнить ее культурными практиками, чтобы стимулировать инициативы детей и поддержать их интересы.
Задачи: предоставить детям возможность самостоятельного выбора; реализовать творческий потенциал детей; наладить взаимодействие между детьми и родителями; вовлечь в образовательный процесс родителей, повысить их компетентность в вопросах развития и образования детей; обеспечить педагогическую поддержку семей воспитанников; установить уровень познавательного развития детей и уточнить их интересы.
Работа по технологии включает несколько этапов: подготовительный, беседу с детьми в формате интервью, обработку полученных данных, оформление стенда.
Во время подготовительного этапа педагоги выделяют из ФГОС ДО и ФОП ДО результаты характеристик развития той возрастной группы с которой работают.
(пункт 15. Планируемые результаты реализации Федеральной программы, Эта информация служит для вас ориентиром.
(СЛАЙД 4) Интервью с воспитанниками и анкетирование родителей. Педагог рассказывает детям об интервью. Знакомит их с видео- или звукозаписывающей аппаратурой, если планирует записать беседу. Чтобы они не отвлекались потом, пусть произнесут что-то в микрофон. Видеозапись интервью поможет педагогу более вдумчиво познакомиться с детьми группы.
Что рассказать детям об интервью
В основе технологии – беседа в формате интервью. Не все дети могут знать, что это такое, поэтому на утреннем круге уточните, все ли знакомы с этим словом. При необходимости объясните, что интервью – это разговор двух и более человек. Во время этой беседы один человек задает вопросы, другой или другие на них отвечают. Старшим дошкольникам можно рассказать, что первого называют интервьюер, второго – респондент. В некоторых случаях беседу записывают на диктофон, видеокамеру, в блокнот, тетрадь или ведут ее в прямом эфире.
Расскажите детям о правилах интервью : не перебивать говорящего; внимательно всех слушать; не отвлекать товарищей.
В ходе беседы педагог узнает об эмоциональном состоянии детей, их актуальных и потенциальных возможностях. Для этого предлагаем использовать два основных вопроса. Первый – «Чем тебе нравится заниматься? Почему?» Второй – «Что бы ты хотел (-а, чтобы появилось у нас в группе или на площадке интересного, полезного или необычного? Почему?»
Каждый вопрос педагог повторяет еще два раза: «А еще? Почему?» Такой прием позволяет получить другой вариант ответа, а также оценить и запустить психический процесс. Он заключается в создании новых образов во время переработки материала восприятия и представлений на основе предшествующего опыта. То есть ребенок начинает фантазировать. Количество и качество ответов на вопросы «А еще? Почему?» – показатель хорошо развитого воображения у ребенка. Фантазия развивает память, речь и мышление.
Задача педагога – вникать в смысл ответов воспитанников. В дошкольном возрасте не все дети четко и ясно выражают свои мысли. Если ответ непонятен – педагог доброжелательно просит ребенка его разъяснить: «Объясни мне, пожалуйста, получше, что ты имел в виду? Мне это очень важно». Не нужно отвечать за детей, договаривать за них мысли. Важно регистрировать ответы самих воспитанников, в противном случае не дадут объективную информацию.
О правильных и неправильных ответах
Часто воспитатели и родители желают услышать от детей ответы, которые им импонируют. Поэтому дети невольно приучаются строить «правильные» высказывания, которые устраивают взрослых.
Если ваша цель – узнать, что дети думают на самом деле, объясните им, что для вас нет «правильных» и «неправильных» ответов. Хороший ответ тот, который ребенок дает искренне.
Опыт показывает, что детям нравится давать интервью и быть в центре внимания педагога. Потом дошкольники часто вспоминают сам процесс, с большим интересом находят себя на фотографиях, свои ответы и ответы друзей. Но если ребенок отказывается отвечать на вопрос, не принуждайте его. Это может подорвать доверие к взрослому.
(СЛАЙД 5) Рекомендуется фиксировать ответы детей письменно, для этого используйте специальный опросный лист.
Иногда дети проявляют и реализуют свои интересы только дома, или воспитанники Ваши раннего возраста, поэтому технология «Я хочу знать» предусматривает участие родителей в процессе. Педагог предлагает им письменно ответить на два вопроса. Первый – «Чем нравится заниматься вашему ребенку? Почему?» Второй – «Что бы вы хотели, чтобы появилось у нас в группе или на площадке интересного, полезного или необычного? Почему?» Для этого мы используем специальный опросный лист.
(СЛАЙД 6) Обработка полученных данных. Большинство детей имеют хотя бы один интерес. Одни увлечены машинками, другие – динозаврами, третьи – спортом. Воспитатель реализует все разделы образовательной программы, если рационально использует эти интересы. Чтобы их определить, воспитатель изучает ответы детей и родителей, выделяет общие интересы, индивидуальные особенности и предпочтения. Эта информация поможет ДОО улучшить РППС, уменьшить дефицит применения игрового оборудования.
(СЛАЙД 7) Педагог составляет список тем и необходимых материалов на основе интересов детей, которые они озвучили во время интервью. Затем определяет, как разместить новые тематические центры, оборудование и материалы, и составляет план-схему.
Анализ ответов дошкольников и родителей помогает оптимизировать работу со всей группой. Также осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, который подходит конкретной группе и каждому ребенку.
(СЛАЙД 8) Оформление стенда «Я хочу знать». Воспитатели определяют творческий формат презентации «Я хочу знать». Это может быть информационный стенд, лента времени, книга, кинолента.
(СЛАЙД 9)«Я хочу знать» воспитатели размещают подборку ответов детей и родителей из интервью и фотографии жизни группы.
Размещать «Я хочу знать» рекомендуется в формате стенда в раздевальной на уровне глаз детей. Так с ним могут ознакомиться сами воспитанники и члены их семей.
(СЛАЙД 10) В течение года мы дополняем стенд фотографиями, детскими и родительскими вопросами и ответами, успехами воспитанников.
(СЛАЙД 11) «Я хочу знать» – это визитная карточка и ориентир актуального и ближайшего развития детей для родителей и педагогов. Для детей данный стенд – значимый творческий продукт. Он подчеркивает важность каждого ребенка для семьи, детского сада и общества.