Марина Шарова
Опыт работы «Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу»
Самообразовательная работа
воспитателя Шаровой М. В.
над методической темой
«Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу"
Публикация «Опыт работы „Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Правовое сознание дошкольников и младших школьников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Дошкольное и раннее школьное детство – уникальное время в жизни человека, когда происходит развитие личности ребенка. В данном возрастном периоде ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. От того, какие условия развития ребенка в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция. В этом возрасте дети приобретают основы личной культуры, соизмеримые с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особую роль имеет правовое воспитание детей. Воспитание правовой культуры у детей в дошкольном возрасте реализуется в интеграции с социально-коммуникативным развитием.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у дошкольников и младших школьников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате нравственно-правового воспитания у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Особенностью моей работы по данной теме является ориентирование не на групповую работу с детьми, а в основном на индивидуальную. Основным направлением работы с детьми я выбрала «От правил к правам и обязанностям», главной целью которого является формирование навыков культурного поведения и общения. Проблема взаимоотношений детей дошкольного и младшего школьного возраста, актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно и дружески относится к близким, знакомыми, не нарушать их права, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, формируются новые знания и позволяют вызывать оценочное отношение к окружающему миру.
Именно поэтому тема «Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу» является актуальной.
Работа по методической теме была начата в 2022 году, продолжается в течение года. Рассчитана на 3 года. Является продолжением и дополнением предыдущей темы «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
Цель: Изучение особенностей формирования правовой грамотности у детей дошкольного и младшего подросткового возраста через художественное слово, наработка методических материалов по данной проблеме.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Продолжить изучение педагогических, психологических, методических литературные источников по проблеме;
• Организовать индивидуальную и групповую работу по данной теме.
• Создать методическую копилку по проблеме воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через художественную литературу.
• Продолжить работу по созданию книги «Права детей в сказках», оформить вновь наработанный материал в книгу во второй части «От правил к правам и обязанностям»
Работая над данной темой на протяжении года мне удалось:
1. Познакомиться с передовым опытом педагогов, учителей и воспитателей по данной проблеме.
2. Разработать и провести 10 индивидуальных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе художественных произведений;
3. Подобрать иллюстративный материал для оформления второй части книги «Права детей в сказках».
4. Начать работу по накоплению методической копилки различными играми, викторинами, стихами, рассказами и сказками с этически-правовым подтекстом.
На 2023 год мной было запланировано следующее:
1. Разработать не менее 10 индивидуальных занятий по данной проблеме;
2. Создать цикл игровых презентаций:
3. Оформить разработанные в 2022 году занятия в книгу «Права детей в сказках»
4. Выступить на СС с докладом по теме самообразования
С поставленными задачами справилась частично в силу различных обстоятельств.
Мне удалось оформить занятия, разработанные в прошлом году в отдельные папки, включающие в себя иллюстративно-дидактический материал и разработку занятия. Данные материалы использовала в проведении индивидуальных занятий.
Создала копилку с игровыми презентациями, различными играми, викторинами, стихами, рассказами и сказками с этически-правовым подтекстом. по правовому воспитанию.
Выступила на Совете Специалистов с докладом по данной теме.
Работу над данной темой планирую закончить в следующем году.