Марина Шарова
Опыт работы «Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразовательная работа
воспитателя Шаровой М. В.
над методической темой
«Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу"
Публикация «Опыт работы „Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Правовое сознание дошкольников и младших школьников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Дошкольное и раннее школьное детство – уникальное время в жизни человека, когда происходит развитие личности ребенка. В данном возрастном периоде ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. От того, какие условия развития ребенка в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция. В этом возрасте дети приобретают основы личной культуры, соизмеримые с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особую роль имеет правовое воспитание детей. Воспитание правовой культуры у детей в дошкольном возрасте реализуется в интеграции с социально-коммуникативным развитием.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у дошкольников и младших школьников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате нравственно-правового воспитания у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Особенностью моей работы по данной теме является ориентирование не на групповую работу с детьми, а в основном на индивидуальную. Основным направлением работы с детьми я выбрала «От правил к правам и обязанностям», главной целью которого является формирование навыков культурного поведения и общения. Проблема взаимоотношений детей дошкольного и младшего школьного возраста, актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно и дружески относится к близким, знакомыми, не нарушать их права, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, формируются новые знания и позволяют вызывать оценочное отношение к окружающему миру.
Именно поэтому тема «Воспитание правовой грамотности несовершеннолетних через художественную литературу» является актуальной.
Работа по методической теме была начата в 2022 году, продолжается в течение года. Рассчитана на 3 года. Является продолжением и дополнением предыдущей темы «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
Цель: Изучение особенностей формирования правовой грамотности у детей дошкольного и младшего подросткового возраста через художественное слово, наработка методических материалов по данной проблеме.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Продолжить изучение педагогических, психологических, методических литературные источников по проблеме;
• Организовать индивидуальную и групповую работу по данной теме.
• Создать методическую копилку по проблеме воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через художественную литературу.
• Продолжить работу по созданию книги «Права детей в сказках», оформить вновь наработанный материал в книгу во второй части «От правил к правам и обязанностям»
Работая над данной темой на протяжении года мне удалось:
1. Познакомиться с передовым опытом педагогов, учителей и воспитателей по данной проблеме.
2. Разработать и провести 10 индивидуальных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе художественных произведений;
3. Подобрать иллюстративный материал для оформления второй части книги «Права детей в сказках».
4. Начать работу по накоплению методической копилки различными играми, викторинами, стихами, рассказами и сказками с этически-правовым подтекстом.
На 2023 год мной было запланировано следующее:
1. Разработать не менее 10 индивидуальных занятий по данной проблеме;
2. Создать цикл игровых презентаций:
3. Оформить разработанные в 2022 году занятия в книгу «Права детей в сказках»
4. Выступить на СС с докладом по теме самообразования
С поставленными задачами справилась частично в силу различных обстоятельств.
Мне удалось оформить занятия, разработанные в прошлом году в отдельные папки, включающие в себя иллюстративно-дидактический материал и разработку занятия. Данные материалы использовала в проведении индивидуальных занятий.
Создала копилку с игровыми презентациями, различными играми, викторинами, стихами, рассказами и сказками с этически-правовым подтекстом. по правовому воспитанию.
Выступила на Совете Специалистов с докладом по данной теме.
Работу над данной темой планирую закончить в следующем году.