Широкая Наталья
«Блокада Ленинграда». Конспект ОД для детей подготовительной и старшей группы (5–6 лет) с использованием ЭОР
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Открытое мероприятие
ОД для детей подготовительной и старшей группы (5-6 лет)
с использованием ЭОР
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Блокада Ленинграда.
Составила: ООО
Воспитатель
Широкая Наталья Ивановна
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;
Темочки:
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Конспекты
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2024
дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок
Интегрированные задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие: закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей : город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Воспитательные: воспитывать любовь и гордость за город, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Предварительная работа:
1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
3. Чтение художественных произведений по теме
4. Прослушивание песен и музыки военных лет
5. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе
6. Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту; Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему «К снятию блокады…».
Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, запись метронома, запись воздушной сирены, запись с бомбардировки, запись салюта военных лет, маленькие свечки на батарейках, материал для изготовления окон и бумага для оклеивания окон, расчерченные листы для аппликации кирпичиков, клей, кирпичики из цветной красной бумаги, разрезанные листы газеты и кусочки черного хлеба весом 125 гр, ширма с материалами о блокаде, видео запись «Блокадный хлеб».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А вы знаете для чего мы все здесь сегодня собрались (ответы ребят)
В-Мы здесь собрались, чтобы поговорить о подвиге людей и о хлебе. А вы любите хлеб (ответы детей)
В-Молодцы, правильно! Хлеб нужно кушать обязательно. И главное к нему нужно очень бережно относиться. А как вы думаете почему (ответы детей).
В-вот об этос вы сейчас и узнаете. Но для начала скажите, какой сейчас месяц? А какой число? Давайте запомним, что сегодня 27 января.
В- А вы слышали что- нибудь про город Санкт-Петербург (ответы детей)
В- А знаете, что этот город раньше назывался Ленинградом. (ответы детей).
В- А город Москва знаете? (ответы детей).
В- Город Москва -это столица,главный город нашего государства и еще говорят про Москву, что она это сердце нашей страны. А вот про Ленинград, говорили, что он- душа нашей страны. Запомните это. В конце занятия я вам задам некоторые вопросы, на которые вы должны будете ответить.
1 слайд -посмотрите это город Ленинград. С одной стороны у него Финский залив, с другой Ладожское озеро. Это был очень красивый город.
В- А вы знали, что много лет тому назад на нашу страну напали фашисты и началась Великая отечественная война. (ответы детей)
Звучит песня «Вставай страна огромная».
Слайд 2.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Много выпало на долю нашей страны горя, но Ленинграду пришлось пережить страшные испытания. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Слайд3. Ребята посмотрите на карту. На что это похоже (кольцо, круг).
В-Да, так и говорили, что Ленинград взяли в кольцо, т. е. в блокаду. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. В город невозможно было привозить продукты, а они к тому времени заканчивались. Осталась одна дорога - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй. Но пользоваться этой дорогой можно было только зимой, когда озеро покрывалось льдом.
Слайд4.
В- Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года.
Какое – то время ещё работали школы. Сидели дети в пальто и шапках в не топленом классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк. (показать как выглядит фитилек).Еды почти не было совсем. Давали только хлеб по специальным карточкам.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой маленький кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода и хлеб.
Слайд5-
В-Только этот один кусочек хлеба на целый день и всеееее и вода.
Фашисты Москву (сердце нашей страны) не смогли захватить и поэтому они решили, что Ленинград (душу -нашей страны)-обязаны захватить. Что без души наша страна потеряет свой боевой дух. И фашисты бомбили каждый день этот город По несколько раз в день раздавалась воздушная сирена, предупреждая о приближающихся самолетах с бомбами.
Звук сирены
В-Люди, когда слышали звук сирены бежали прятаться в бомбоубежищах. Но город бомби ли и бомбили.
Звук бомбордировки
Слайд6
В- когда все утихало люди выходили из укрытий и видели что, что многих домов уже нет, а которые оставались целые у них выпадали стекла. И чтобы сохранить стекла, люди придумали заклеивать окна бумагой -крест-накрест.
В- а давайте мы с вами сейчас тоже попробуем и наклеим на наши импровизированные окошки полосочки бумаги крест-накрест. (дети клеят полоски бумаги на одну сторону ширмы, которая обтянута прозрачной пищевой пленкой.
В- молодцы ребята, теперь это похоже на то окно, которое мы видим с вами на экране.
В -Но это не все жители города придумали как поддерживать в своих сердцах, надежду на спасение, дух жизни. Они знали, что фашисты называли из город душой страны. А душа не может быть без сердца. Без работы сердца. И они запустили метроном.
Звук метронома.
Это означало,что город жив и сердце его бьется.
Слайд 7
Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед
Стихи детей
1
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
2
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить
Видео о блокадном хлебе.
Стихи детей о хлебе.
1. А мне пробабушка все время говорит, что хлеб нельзя выбрасывать напрасно
И карточку старинную хранит, что написано на ней не ясно.
2. А я картину видела в окне, щимящую, пронизанную болью
Там дети со слезами на глазах, на хлеб смотрели,с искренной любовью.
3. Блокадный Ленинград -одной строкой мы в книгах по истории читаем,
И тех кто голод пережил с войной, на наше счастье мы не понимаем.
4. Не мыслемо такое пережить и продолжать надеяться в осаде
Историю и подвиг будем чтить, как выжили в блокадном Ленинграде.
5. Пусть будет жизнь наполнена добром и мирное над головою будет небо
Чтоб теплым и уютным был ваш дом и всегда пусть будет вдоволь хлеба
.(показываю кусочек хлеба и заворачиваю его в газету).
Слайд8
В- Спустя 900 дней, а это 2.5 года 27 января 1944 года наши войска смогли прорвать кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобожденных Ленинградцев, но и всех солдат, защищающих страну от врагов.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.
Звук салюта.
И сейчас ребята я вам предлагаю сделать вместе стену памяти, чтобы вы на всю жизнь запомнили подвиг стойкость и героизм людей Ленинграда. (даю расчерченные листы бумаги, приклеиваем к ним кирпичики и прикрепляем к ширме к другой ее стороне.)
В- молодцы, садимся на место.
Слайд9
В – В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на ладожском озере» Разорванное кольцо».
Много времени отделяет нас о той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников нашей страны.
В- Ребята, мы с вами зажжем свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг Ленинградцев и предлагаю вам почтить память погибших, не выживших в той войне, минутой молчания.
(Тушим свет, звук метронома, минута молчания.).
В (читает стихотворение)
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Рефлексия
Детям задаются вопросы:
1. Что обозначает взяли в блокаду?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. Какой памятник поставили после прорыва блокады?
5. сколько грамм весил блокадный хлеб?
6. Какого числа была прорвана блокада Ленинграда?
7. Как называли город Ленинград фашисты?
8. Как сейчас называется бывший город Ленинград?
В- вы все сегодня молодцы. И я хочу чтобы вы рассказали сегодня родителям все то, о чем вы сегодня узнали и отнесли им, в знак памяти, эти кусочки хлеба по 125 гр. завернутые в газету. Пусть тоже помнят и не забывают подвиг наших солдат.