Колотова Анна Владимировна
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста с нарушением речи в процессе реализации проекта «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. К вопросам патриотического воспитания детей обращалась целая плеяда российских ученых: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев, А. В. Запорожец и др. Д. С. Лихачев подчеркивал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре» [1]. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотизма необходимо проводить в ДОУ. Дошкольное детство - благоприятное время для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание всегда было одной из самых актуальных задач в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Поэтому педагогам ДОУ отводится особая роль, ведь как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. В условиях современности патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. У нашей страны великое прошлое, которое учит нас, воспитывает, формирует чувство гордости. Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник. Вряд ли есть семья, которой не коснулась война, где передавались дедовские медали и о каждой из них рассказывалось своим детям. Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказывать о ВОВ, о защитниках родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема : как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за наш великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. В нашей группе был создан познавательно- творческий проект : «День Победы» Целью проекта было воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам; сохранение преемственности поколений. Были проведены мероприятия познавательного цикла на тему Великой Отечественной войны с использованием мультимедийных презентаций, дидактических и подвижных игр, физкультурных досугов, беседы на тему: «Поклонимся великим тем годам», «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «История георгиевской ленточки»- символе победы в Великой Отечественной войне. Ленточка представлена в двух цветах – черном и оранжевом. Оранжевый цвет символизирует пламя, а черный – дым. Эти два цвета представляют в совокупности военную доблесть и славу. Детям было интересно узнать, почему ленту называют «Георгиевской лентой» В библиотеке приготовили интересную презентацию, где дети узнали, что Георгиевская лента появилась при Екатерине II вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской империи. Кто такой Георгий? Святой Георгий -великомученик. Самое известное чудо называется: «Чудо святого Георгия о змие». В озере близ города Бейрута обитало чудовище, которому поклонялись жители тех мест — язычники. Однажды всадник в огненно-алом плаще на белоснежном коне спас жителей от чудовища. Теперь Святой Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы в образе всадника, пронзающего копьем змея. Родители организовали просмотр мультфильмов: «Как всё начиналось», «Дедушка, расскажи мне про войну», где в доступной форме для дошкольников рассказывалось о Великой Отечественной войне, музыкальной постановке: «Баллада о матери», в которой дети все хотели принять участие, чтение художественной литературы С. Михалков «Люди празднуют Победу», «День Победы», А. Смирнов «Кто был на войне», Е. Благинина «Шинель», О. Высотская «Вечный огонь», слушание фронтовых песен «Тёмная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского, «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера, «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова,экскурсия к мемориалу памяти, где по традиции нашего ДОУ были запушены белые воздушные шары в память о погибших. В преддверии самого трогательного, душевного, патриотического праздника Великой Победы изготовили тематический лэпбук: «Мы помним и гордимся», целью которого было развитие у старших дошкольников патриотических чувств, основанных на ознакомлении с историей своей страны и героическом подвиге прадедов. С помощью лэпбука дети знакомились с военной техникой, с орденами и медалями ВОВ, фотографиями городов – героев. С помощью родителей и детей была создана книга памяти: «Мы помним и гордимся» В этой книге размещена информация о прапрадедах детей с фотографиями. Дети с гордостью рассказывали о том, где воевали их прапрадеды, чем были награждены, показывали пожелтевшие фотографии, настоящие награды, потускневшие от времени. Организовали выставку рисунков: «Салют», «Мир на планете». В книжке-панорамке: «Города - герои» дети узнали о том, какие героические сражения шли за эти города, рассматривали дополнительную информацию, читали с родителями об этом книги и рассказы, а для этого надо было найти информацию о городе-герое, фотографию. То есть, провести свое собственное мини-исследование. Для создания папки: «Военная техника» дети вместе с родителями находили фотографии военной техники ВОВ. Интересным был рассказ о боевой машине БМ-13, которую бойцы ласково называли «Катюшами». Эти машины участвовали в самых важных боях ВОВ. Взрыв от ракетной установки «Катюша» был настолько сильный, что в месте попадания снарядов плавилась земля. На Поклонной горе в Москве есть музей военной техники, где установлена легендарная «Катюша», и о танке Т-34, супероружии Красной армии во время Великой Отечественной войны и настоящей легендой — танком Победы. У танка была мощная пушка, высокая подвижность, проходимость, его можно было ремонтировать прямо у фронтовой полосы. Были организованы игры: «Разложи технику: воздух, земля, вода» и «Собери картинку». С помощью родителей сделали альбом «Ордена и медали Великой Отечественной войны» На карточках представлены самые известные награды, присуждаемые во время Отечественной войны и информацией с обратной стороны карточки. Также на выбор детей и родителей были предложены стихи о ВОВ, которые дети читали на празднике. Знания, полученные детьми закрепили на занятии по социально - коммуникативному развитию «Этих дней не смолкнет слава». В конце занятия дети провели акцию с георгиевскими ленточками для детей средней группы. Целью акции было создание символа праздника — Дня Победы. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Акция прошла под лозунгом: «Спасибо деду за победу!» Цикл познавательных мероприятий в логопедической группе сформировал у детей необходимые представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне; знания об орденах и медалях, боевой техники времен ВОВ, городах – героях. Сформировались предпосылки к участию в мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств - акция «Георгиевская ленточка», Парад Победы, возложение цветов и венков к памятнику. Повысился уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции. Проект : День Победы» помог детям многое узнать о Великой Отечественной войне, запомнить некоторые города герои и военную технику, с интересом рассматривать ордена и медали. Проект позволил лучше узнать историю своей семьи, укрепить связь поколений.
Публикация «Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста с нарушением речи в процессе реализации проекта „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Библиографический список:
1. Лихачев Д. С. Земля родная // ModernLib. Ru [электрон. библиотека].
2. А. П. Казаков, Т. А. Порыгина, Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне - М, 2009.
3. Т. А. Шорыгина «Беседы о Великой отечественной войне». - М: ТЦ «Сфера», 2016.
4. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание в дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005.
5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008.
6. Л. А Кондрыкинская. С чего начинается Родина?- М, ТЦ Сфера, 2004 г.