Неживая Татьяна Борисовна
Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры».
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Публикация «Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.
Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград, хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.
Воспитание нравственно - волевых чувств детей дошкольного возраста осуществляем в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, физкультурных минуток, утренней гимнастики, эстафет, спортивных соревнований и досугов.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка, необходимо решать следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
В практической деятельности на занятиях физкультурой используем такие средства воспитания нравственно-волевых и патриотических чувств, как:
— содержание и организация физкультурных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Помощь педагогу и сверстникам на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;
— подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др. ;
— соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);
— спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма;
— деятельность педагога как образца нравственного поведения, суждений, взглядов.
Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) используются следующие методы и приемы:
— оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;
— положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя : чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;
— убеждение — применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;
— накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. ( н-р :праздник к 23 февраля, к 9 мая, детей старших и подготовительных групп или параллельных групп). Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Особое внимание хочется, конечно же, уделить подвижным играм.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте,
подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в воспитании нравственно - волевых и патриотических чувств.
Рассмотрим несколько волевых качеств личности и пути их формирования посредством различных игр.
Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности. Например, в физических упражнениях добиться сразу высокого результата невозможно, нужна длительная тренировка.
Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Проявляется в играх - эстафетах, играх – соревнованиях, когда не ты лично, а твоя команда проигрывает, нужно найти в себе силы не прекратить игру, а продолжить её и выиграть.
Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Волевые качества можно развить у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.
Признаки решительности:
1. Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
2. Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
3. Отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
4. Проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми. Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.
В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности : упорство и настойчивость, решительность, характеризующаяся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для развития волевых качеств дошкольников представляют подвижные игры и игровые упражнения (с мячом и без него, с ракеткой, клюшкой, обручем и т. д., которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в подвижных играх и эстафетах способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Работа по физическому развитию детей включает широкое использование подвижных игр. Они способствуют формированию таких волевых качеств учащихся как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Использование подвижных игр формирует выдержку, дисциплинированность, самостоятельность.
Не стоит забывать, что центральная роль в процессе формирования нравственно-волевых и патриотических качеств ребенка принадлежит взрослому, воспитателю в детском саду и родителям в семье. Взрослый не просто донесет до ребенка правило действия, но и сделает его эффективно-значимым. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами, поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности, о новой форме волевого и произвольного поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения.
Благодаря целенаправленной и систематичной работе по формированию у дошкольников нравственно-волевых качеств, средствами физической культуры, воспитателями формируется модель выпускника детского сада – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными качествами и потребностями, творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.