Дивина Олеся
Воспитание национальной гордости детей ДОУ на основе ознакомления с русскими народно-художественными промыслами
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «АИСТЕНОК»
г. Мичуринска, Тамбовской области
старший воспитатель : Дивина О. Г.
«ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С РУССКИМИ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОМЫСЛАМИ».
Публикация «Воспитание национальной гордости детей ДОУ на основе ознакомления с русскими народно-художественными промыслами» размещена в разделах
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных и духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Через приобщение к национальным истокам, мудрому и выразительному устному народному творчеству, изумительным русским сказкам, родным мелодиям, великой русской словесности, красоте и искусности народного мастерства, неповторимому своеобразию декоративно-прикладного творчества возможно сохранение национального достоинства и восстановления духовно-нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.
Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы человек любой национальности глубоко знал культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя вновь открываем и заново оцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто, как не воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси?
Большой интерес вызывают у детей предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, плетение кружев, лаптей, росписи по дереву, глине, металлу и т. д.
Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже тогда в геометрических узорах на изделиях из кости и на керамике проявлялись начатки творчества человека.
Шло время, сменялись исторические эпохи, поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт. Многие вещи, когда-то служившие нашим предкам, можно сейчас увидеть лишь в музеях: прялки и вяльки, лукошки и туеса, подзоры и кокошники, пряничные доски и квасники… Назначение и смысл некоторых таких предметов не всегда понятны современному человеку, особенно городскому жителю.
Мы почти не знаем имен народных мастеров-крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, которые восхищают нас и сегодня. Свое умение мастера передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально «из рук в руки».
Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
Быт и традиции народа дети узнаю, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке также как сноровка прясть ровную нить, так же как песня, которые пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.
А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы-матрешки мал-мала-меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.
Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.
Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.
Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, способствует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.
Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает; испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Известный педагог Е. А. Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Она считала, что обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действия, свободы творчества.
Народное искусство используется нами в педагогическом процессе детского сада в трех направлениях:
1. для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-прикладного искусства, включение его в интерьер дошкольного учреждения создает эстетическую среду;
2. с целью ознакомления детей с народно-прикладным искусством (рассматривание изделий народных мастеров, росписи, вышивок);
3. для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения.
Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, человека, уважающего себя и историю своей страны – не только не забывать, изучать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались от поколения к поколению, как самое дорогое наследие.