Наталья Елакова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел плана Срок Содержание работы Практические выходы
2016-2017 учебный год
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. Сентябрь
2016г. Планирование работы по самообразованию.
определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Составление плана
Октябрь
2016г. Изучение научно-методической литературы:
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
Рыжова. Н. А. Наш дом природа. Папка-передвижка «Ребенок и природа»
Ноябрь
2016г. Создание экологического уголка родного края.
Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование природного и бросового материала) Выставка: «Ягоды - дары природы»
Декабрь
2016г. Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Январь
2017г. Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»
Февраль
2017г. Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»
Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
Март
2017г. Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка, и золотой одуванчик» Сбор гербария.
Апрель
2017г. Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. Картотека дидактических игр для детей младшей группе группы
Май
2017г. Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. Консультация для родителей
«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»
2017-2018 учебный год
Разработать конспект НОД по экологии
Пополнить картотеку дидактических игр по экологии
Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. Сентябрь
2017г. Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»
Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре»
Октябрь
2017г. Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива Акция «Наши меньшие друзья!»
Ноябрь
2017г. Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного материала.) Открытый просмотр НОД «Ягоды – дары природы» Мастер-класс для детей и родителей «Лебединое озеро»
Декабрь
2017г. Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование ИКТ Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
Январь
2018г. Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»
Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края» Картотека «Труд в природе»
Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего края»
Февраль
2018г. Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д. Папка-передвижка «Природа - общий дом»
Создание картотеки
Март
2018 г. КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Изготовление дидактических игр по экологии.
Апрель
2018г. Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.
Работа с педагогами Совместное создание в группе огорода на подоконнике
Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду.
Май
2018г. Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.
Июнь
2018г. Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста». Изготовление папки.
2018-2019 учебный год
Изучение методической литературы
Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.
Использование ИКТ Сентябрь
2018г
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
О. М. Масленникова,А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
«Современные технологии обучения дошкольников» Е. В. Михеева Составление плана
Октябрь
2018г. Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей старшего возраста. Привлечь к изготовлению игр родителей
Ноябрь
2018г. Экологический КВН «Знатоки природы» цель:повышение экологической компетенции педагогов МБ ДОУ, подготовка атрибутов Проведение по плану
Декабрь
2018г. Наглядный материал. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для НДО Изготовление материала.
Январь
2019г. Конкурс «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету» Привлечь к участию родителей.
Февраль
2019г. Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» для детей старшего возраста Составить картотеку из 15 карточек
Март
2019г. Изучение научно – методической литературы: О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т. В, Хабарова, Н. В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
Апрель
2019 г. Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала Организовать выставку
Май
2019г Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.
2019 – 2020 учебный год
Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников.
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Сентябрь
2019г. Наглядные материалы. Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами на клумбе.
Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто, где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» Папка-передвижка «Забавные истории о добрых животных»
Октябрь
2019г. Непосредственная образовательная деятельность.
«Наш друг – природа». Проведение по плану
Ноябрь
2019г. Выставка поделок из природного материала. Выставка, оформление. Привлечь родителей.
Декабрь
2019г. Создание в группе предметно – развивающей среды. Изучение методической литературы Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М. А. Рунова., А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение» (Интегрированное занятие) 2006г. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Январь
2020г. Экологическая викторина «Почемучки» Использование ИКТ Показ презентаций о мире животных. Использование DVD дисков в работе вне занятий.
Февраль
2020г. Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений. Изготовление картотек : прогулок, дидактических игр.
Март
2020г. Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями
Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» Изготовление альбомов
Апрель
2020г. Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников Консультации для родителей.
Май
2020г. Оформление папки с результатами новых разработок Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас». Оформление папки передвижки «Наши результаты»
Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и бережно к ней относиться.
Цель моей работы: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. В ходе работы выстроила технологию проведения экологической игры от выбора темы до составления комплексных заданий с опорой на программу «Наш - дом природа». Учитывая рекомендации Н. А. Рыжовой, в своем опыте использовала классификацию экологических игр. Стараюсь в своей работе -дать детям знания; привить любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.
Использую различные средства формирования экологической культуры - это натуральные объекты дети разглядывают их и воспринимают форму, цвет, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы. Схемы, показ иллюстраций, модели, таблицы, пособия - незаменимы в процессе ознакомления и закрепления нового материала.
Широко применяю ИКТ и на занятиях даю детям возможность сравнить, проанализировать, использовать имеющие знания, а также познакомить с новым материалом. Личный опыт показал, что именно комплекс разных видов деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе и понимание всего живого.
Использую наиболее эффективный прием - фотонаблюдение за объектами природы. Детям очень нравится фиксировать увиденное. Для стимулирования познавательной активности детей использую во время занятий экспериментирование. Разнообразные опыты: с водой в различных ее состояниях, воздухом, почвой. Это позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. На экскурсиях дети обычно наблюдают, экспериментируют и проявляют любознательность.
Природа представляет разнообразные возможностидля развития познавательной и творческой активности детей, что является благоприятным условием для игровой деятельности.
Для того, чтобы увидеть результат экологических знаний у детей разработала комплекс авторских игр по рекомендации Н. А. Рыжовой. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы. Игра «Кто, где живёт и чем питается?» учит детей группировать животных по способам среды обитания и способу питания. Данные игры направлены на взаимосвязь животных в природе. Игра «Лабиринт шестиногих» знакомит детей с разнообразием насекомых. Большое значение имеют игры» Расскажи, где мы живем» о классификации среды обитания. Широко использую в младшей и средней группах предметные игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Словесные игры провожу с целью обобщения и систематизации знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь. В работе с детьми использую большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» по ходу игрового сюжета дети поют, пляшут, вспоминают знакомые слова.
Особую роль в игровой деятельности отвожу играм на природе. В качестве подручного материала использую все, что в буквальном смысле лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному миру родного края. Работа по воспитанию у детей экологического сознания, является по настоящему результативной благодаря активному участию родителей в создании мини-музея, оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев, сборе природного материала для выполнения поделок.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается. Хочется верить, что все мои ребята с детства будут любить и беречь природу родного края, а когда вырастут, станут достойными жителями нашей планеты.
Список использованной литературы
1. С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
3. Н. А. Рыжова «Наш дом природа»;
4. Н. Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»;
5. С. Н. Николаева «Юный эколог»;
6. П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»;
7. Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»;
8. Л. П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»;
9. А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
10. Т. С Комарова «ИЗО в детском саду»;
11. Авторская программа Каменевой Н. Е. «Божья коровка»;
12. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
14. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;
15. О. М. Масленникова, А. А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду».