Михеева Любовь
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Михеева Л. В.
"Лучшая школа дисциплины есть семья. "
Сэмюэл Смайлс
• Тем, у кого нет тормозов, указатели не нужны.
(Валентин Домиль)
«Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание культуры поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Понятие «культура поведения» дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В настоящее время у нас есть все материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства человеческой доброты.
Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Порой в них нет доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе человека.
Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
В этот же период детей знакомят с простейшими правилами культурного поведения в детском коллективе: играть рядом, не мешая друг другу; не отнимать игрушки; учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить;
не разбрасывать, не портить игрушки, а аккуратно убирать их на место.
Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения.
Основным примером для подражания в воспитании культурного поведения у детей являются - родители.
Педагог помогает родителям воспитывать у детей умение действовать сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться правилам. При этом у них развивают общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь.
Дети старшего дошкольного возраста должны прочно овладевать навыками общественного поведения : первыми здороваться; вежливо благодарить за оказанную услугу; проявлять внимание и вежливость к старшим; уметь вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания.
Идем в детский сад
Тихие и послушные дети легко находят общий язык с воспитателями, у них не бывает проблем с соблюдением режима. Но все-таки есть моменты, на которые стоит обратить внимание. Чтобы малыш легче освоился в группе, несколько дней погуляйте на площадке детсада, познакомьтесь с ребятами.
Расскажите крохе, что скоро он станет большим и сможет ходить в сад, как мама и папа ходят на работу. Тогда и расставание с вами не будет восприниматься как трагедия. Забирая малыша из садика, интересуйтесь, как прошел день. Теперь, сделав шаг во взрослый мир, кроха особенно нуждается в вашей поддержке. Сохраняйте в семье теплую обстановку, учитесь вместе радоваться жизни.
Не дай себя в обиду
Большинство родителей беспокоятся о безопасности ребенка. А если малыш небольшого роста, худенький да еще спокойный по характеру, кажется, что его может обидеть каждый. Думая так, мы забываем о главном, что умение постоять за себя зависит в большей степени от поведения, чем от физической силы или огромного роста. Часто маленькие и даже слабенькие на первый взгляд ребятишки "командуют" на детской площадке, а крупные "силачи" им беспрекословно подчиняются.
• Чем раньше малыш начнет общаться с другими детьми, тем легче он будет осваиваться в любом детском коллективе.
• Научите ребенка организовывать игры (вспомните, во что вы сами играли, когда были малышами, тогда ему легче будет стать лидером (а кто же обижает лидера).
• Постарайтесь сделать так, чтобы у вашего ребенка был "слабый товарищ" - собака или кошка, любое игрушечное существо, которого необходимо защищать. Тогда он привыкнет чувствовать себя сильным и не давать в обиду не только себя, но и другого.
• Вместо привычного "уступи" научите малыша искусству компромисса. Например, когда один ребенок у другого отнимает игрушку, предложите поменяться игрушками или играть по очереди.
• Не говорите, что драться - это всегда плохо. Иногда это бывает даже необходимо.
Типы поведения и характер
ребенка
В соответствии с теорией С. Гринспана определяюся как основные и наиболее распространённые следующие типы поведения, отражающие темперамент и характер ребё нка:
- Застенчивый
- Вспыльчивый
- Стеснительный (избегает контактов)
- Обидчивый
- Неуправляемый
Застенчивые дети
- Они ощущают на себе взгляд другого человека;
- чувствительны к еле слышимым или очень высоким звукам;
- не переносят прямых физических контактов с другими людьми и могут на них отреагировать даже шоковым состоянием;
- многолюдье и человеческая суета их очень утомляют;
- они очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению.
Многим педагогам знакомы дети, которые впервые заходят и как бы напуганные. Проходит несколько месяцев и ребё нок начинает привыкать: больше двигается, играет, активнее обращается за помощью. Такому ребёнку значительно легче адаптироваться к новой среде в общении с кем-нибудь один-на-один и, желательно, на «защищённой» территории-в укромном уголке.
Итак, ключом для развития застенчивого и сверхчувствительного ребёнка должны быть располагающее понимание и поддержка со стороны близких, а, также, с учётом его сверхосторожности и фокусирования внимания на деталях, очень постепенная коррекция его поведения.
Вспыльчивые дети
- Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придётся много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.
- Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребёнка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.
- Ребёнок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения. Он ведёт себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки.
- Если игра не работает, он захочет её сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнёт. Может отобрать у другого ребёнка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.
- Ребёнок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.
- Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.
Часто родители ребёнка опускают руки, прощают и разрешают ребёнку всё, боясь показаться ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребёнка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чувством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.
Стеснительные дети
Обычно взрослые считают стеснительность недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут воспринимать это качество в плохом свете. Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники.
Одна женщина рассказала, что в детстве была скромным ребенком, но ее родители никогда не говорили ей, что скромность - недостаток. В результате она выросла осторожной, но уверенно идущей по жизни личностью. А другая женщина пожаловалась, что ее постоянно критиковали за стеснительность. Родители все время пытались ее изменить: "Почему ты не ведешь себя как другие дети?", "Почему ты такая необщительная?" С тех пор она частенько сомневается в себе, и в такие моменты ей мерещится прикрикивающая мать: "Ну, давай! Подойди к ним и начни разговор!"
То, как ребенок воспринимает свою стеснительность, целиком зависит от родителей. Если они относятся к ребенку как личности и принимают его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если родители станут слишком много внимания уделять скромности ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток - две большие разницы. Когда родители думают, что скромность - недостаток, ребенок считает себя неполноценным.
Стеснительность - черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его зажатости не останется и следа. Он начинает стесняться только из-за чрезмерного внимания окружающих.
Обидчивые дети
Почему ребенок обидчивый, в чем причины его поведения? Обида — психологическая реакция, эмоция, неоправданные ожидания ребенка.
Обида, скорее демонстративное чувство, чтобы все видели и знали, что я обиделся, с целью получить раскаяние со стороны обидчика. И это чувство склонно перерастать в привычку. Чем старше становится ребенок, тем сложнее избавиться от этой привычки.
Как часто родители не обращают должного внимания на детские обиды, не придают значения, а ведь именно они могут сопровождать нас на протяжении всей нашей жизни и болтаться ненужным балластом, преследуя нас. Отсюда и развитие комплексов, и недоверие к окружающим, и плохие отношения с близкими.
Медлительные дети
Расстройство - недостаточно сильное слово, чтобы описать ваши чувства, когда дошкольник целых полчаса ищет свои ботинки.
И, тем не менее, приступы ярости, мольбы и напоминания не решают эту проблему - приходят к выводу специалисты. Обычно за медленными, похожими на черепашьи, движениями вашего ребенка скрывается какой-то смысл. Догадайтесь, что он хочет сказать, - проблема наполовину решена. Вот некоторые предложения, которыми можно воспользоваться.
Признайте, что такое поведение может быть нормальным. Бесцельное времяпрепровождение является нормальным периодом в развитии ребенка. Так что иногда вам лучше всего успокоиться и принять это как должное. Поведение ребенка, наверное, изменится по мере того, как он повзрослеет. Но даже старшие дети нуждаются в напоминаниях или побудительном мотиве.
Неуправляемые дети
В молодой семье родился сын. Желанный, долгожданный. Родители в восторге буквально от каждого движения крохи. В самом деле, он такой подвижный, такой бойкий, - даже пелёнок не терпит, то и дело ухитряется выворачиваться из них и, как ни посмотришь, лежит не как все детки - завернутым, а по-своему - голой попой кверху на ворохе скомканного тряпья, которое только что было так тщательно выглаженным…
Время бежит, и вот уже бойкое дитя покидает пределы кроватки. Тут-то и начинается «веселье». В доме, кажется, не остается ничего, что бы не падало, ломалось, разбивалось, проливалось. Спрятать что-либо становится проблемой, - а ведь сын-то пока ещё «ползунок», передвигается на четвереньках. Дальше - больше.
В три года это уже не ребенок, а «ураган». Удержать его на месте больше нескольких секунд невозможно ничем - ни уговорами, ни «интересом», включая книжки и сказки, ни шлепками и криком - на это он вообще не обращает внимания. Покой в доме теперь возможен только во время детского сна.
Новые игрушки заинтересовывают малыша ровно до того момента, когда оказываются поломанными, а момент этот наступает очень скоро и как-то сам собой. Гулять с ним на улице - очень непросто: не раз уже он убегал, в считанные мгновенья исчезал с глаз, однажды потерялся надолго…
И, главное, он вроде бы все понимает, тут же просит прощения, но через пять минут всё повторяется…
А медики - невропатологи и психологи - без труда ставят диагноз: гипердинамический синдром. Что такое, откуда! Оказывается, не малыш и не родительское воспитание виноваты, - причина совсем в другом. Точно объяснить эту причину медицина пока не может, но доказано, что связана она с очень маленькими, но очень многочисленными микроорганическими поражениями головного мозга. А возникают они оттого, что плод в утробе матери либо в процессе родов получил маленькую, микроскопическую родовую травму или же просто испытал кислородное голодание.
Подобные травмы чаще всего случаются при слишком стремительных или, наоборот, при затяжных родах, особенно если плод крупный. Согласно статистике, такие нарушения сегодня встречаются у каждого пятого-шестого ребенка. А возникающий на их основе гипердинамический синдром фиксируется примерно у каждого двадцатого ребенка, причем значительно, в 3-4 раза, чаще у девочек, чем у мальчиков.
Перечислим основные признаки гипердинамического синдрома.
Это в первую очередь чрезмерно активное, неуправляемое поведение при полном отсутствии внимания. Такие дети чаще других попадают в несчастные случаи, поскольку им не свойственна хоть какая-то осторожность, они всегда бывают злостными нарушителями дисциплины, абсолютно того не желая, «нечаянно». Им недоступны настойчивость, усидчивость, умение хоть что-то доводить до конца. Они расторможены в отношениях со взрослыми, не умеют играть со сверстниками.
Гипердинамичные дети не ходят, а бегают, при общении часто срываются на крик, особенно в споре. Ссорятся они часто, впрочем, тут же мирятся. Наказывать их абсолютно бесполезно: они тут же легко дают всевозможные обещания («Больше не буду», «Я не хотел») и моментально так же легко их нарушают. Любые «отлучения» и другие формы наказания переносят легко, тут же забывая о них, и вообще никакое уныние им не свойственно. Они очень общительны и контактны, и потому у них много приятелей и знакомых, но с настоящими друзьями - проблема, прочные отношения не складываются.
Замечания таким детям делают за поступок, и только за него. Не говорите, даже в запальчивости: «Ты такой-сякой, нормальные дети так не делают», а говорите: «Ты сделал это плохо, не делай этого больше, я же знаю, что ты всё можешь делать хорошо».
В самом деле, в характере малыша немало достоинств: незлобивость и отходчивость, общительность и щедрость, легкость на подъем и неистощимый оптимизм. Вот на эти качества и опирайтесь. Не уставайте повторять (и помните сами, что все его проступки - это еще не личность, что в нем есть достоинства, которые помогут ему стать таким, как нужно.
Гвоздь воспитания
Житейская история…
Купец вернулся из путешествия домой. И обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Что делать? Как-то нужно воспитывать сына. Но как?
Хорошо подумав, отец придумал вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время… И на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение сына.
Он стал внимательнее относиться к своим поступкам. Стал вежливее, добрее, помогал родителям по дому…
Тогда, за каждый хороший его поступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. Сын, видя это, стал делать всё больше добрых дел.
И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба…
Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он заплакал.
-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
-Гвоздей нет, а дыры остались…
Проблемы с поведением у дошкольников
Родители могут справиться с неправильным поведением дошкольников. Но объяснения в таком случае не помогут, а наказание только усугубит ситуацию. Итак, как же поступить правильно в такой ситуации? Рассмотрим самые распространенные проблемы с поведением у дошкольников и рекомендации о том, как их предотвратить.
1. Ребенок перебивает родителей
Маленькие дети, как правило, быстро возбуждаются и не могут сдержаться, если хотят что-то сказать. Поэтому они постоянно перебивают родителей. В следующий раз, когда ваш трехлетний ребенок поступит так, вот что вам следует сделать:
• позвольте ребенку договорить. Не перебивайте его, и только после этого говорите сами;
• объясните, почему вы не перебивали его, когда он говорил. Скажите ему, что у него есть возможность высказаться, когда вы закончите. И для этого не нужно никого перебивать. Скажите: «Дай мне закончить» или «Я еще не закончила».
2. Ребенок кричит
Маленькие дети, особенно в возрасте до трех лет, не могут выразить свои чувства словами. Они выражают свой гнев или разочарование по-разному, в том числе с помощью крика. Что родителям делать в таких случаях?
• в игровой форме научите ребенка говорить спокойно. Например, вы можете сказать: «Давай посмотрим, кто может кричать громче всех», а затем: «Давай посмотрим, кто сможет говорить тише всех»;
• признайте чувства ребенка и поговорите с ним. Слова могут успокоить его, и он может перестать кричать.
3. Ребенок убегает
Маленькие дети могут убегать или прятаться, когда испытывают злость. Это может быть опасным, если происходит возле дороги, в супермаркете или другом людном месте. Чтобы обеспечить ребенку безопасность, придерживайтесь следующих рекомендаций:
• следите за движениями ребенка, если вы находитесь недалеко от проезжей части или в людном месте;
• покажите ребенку, где ему можно бегать, а где нет. Объясните ему, что люди вокруг не бегают, поэтому и он не должен так делать. Для сравнения вы можете показать людей, которые бегают в парке, и сказать, что здесь бегать можно.
4. Ребенок дергает за волосы себя и других людей
Иногда дети кричат, дерутся или дергают за волосы, когда им что-то не нравится. Единственный способ отучить ребенка от такого поведения – показать, что оно не работает.
• останавливайте ребенка каждый раз, когда он дергает за волосы себя или другого человека;
• скажите ребенку, что так делать нельзя ни в коем случае;
• не дергайте ребенка за волосы, чтобы показать, что это больно. Ребенок может воспринять это как игру и повторить свое действие.
5. Ребенок разбрасывает вещи
Дети в возрасте от 1,5 до 3-х лет могут разбрасывать вещи, игрушки или еду, чтобы показать свое разочарование чем-либо.
• чтобы ребенок не портил вещи, покажите ему, какие вещи он может бросать – мяч, резиновые или плюшевые игрушки;
• не позволяйте ребенку разбрасывать вещи, когда он злится. Игнорируйте его в таких случаях. Если же он продолжает бросать или может причинить вред другим детям, немедленно остановите его. Скажите: «Нет, это плохо» или «Нет, это больно». Но говорить это нужно спокойным голосом;
• найдите способ, чтобы ребенок не разбрасывал вещи. Например, в машине можно привязать игрушки к сидению.