Елена Ананьева
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В человеке всё должно быть всё прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-
А. П. Чехов.
Культура общения – предусматривает выполнение норм приобщении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Публикация «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. ( например: за столом не говорят о непристойных действиях, у постели больного, о том, как он выглядит, и т. д). Надо и ребёнка учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке, такое поведение недопустимо. Руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой манерой говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях:
a. Формирование представлений о нравственных нормах поведения.
b. Накопление практического опыта.
Наша задача не только дать ребёнку определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.
Прежде всего, нужно определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребёнка. При этом можно использовать различные методы и приёмы, например: беседу по сюжетным картинкам, в которых не до конца решена нравственная позиция, (дети должны додумать конец рассказа). Для младшего и среднего возраста очень действительным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Например: Петрушка обращается к детям: «Сейчас я расскажу вам, как поступают некоторые дети, если нравится – хлопайте, если не нравится – сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали.
Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, можно использовать игры – инсценировки типа: «Кукла Катя заболела», «Вини – Пух пошёл в гости к Кролику» и т. д. Нашим детям нравиться инсценировать сказку «Петушок и птичка».
Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. В нашей группе 2 недели продолжался режим ограничения речи и движений, некоторые дети сразу усвоили, что нужно вести себя спокойно, говорить естественным голосом, чтобы не мешать другим, беседовать с воспитателем. Но малыши, у которых ещё отсутствует представления о нормах поведения ведет себя так, как им удобно: бегают по группе, кричат, бросают игрушки. Поэтом у мы, все члены нашего мини – коллектива группы, старались не только оценивать поведение с точки зрения нарушения того или иного правила, но и обосновывали оценку, разъясняли результаты поведения.
В каждой группе бывают «неожиданные случайности» из-за неловкости, невнимания, когда один ребёнок может толкнуть другого, или наступит на ногу. Как правило, дети жалуются, или «дают сдачи» совет воспитателя «извиниться» перед товарищем часто не воспринимается. Можно использовать личный пример. А потом извинится, сказать, что это произошло случайно не со зла. Я рассказала, что извиниться – не значит просить прощения за плохой поступок, наоборот, показать себя вежливым.
У нас в раздевалке есть круг, на котором мы решаем «Кто поступил правильно?», «Как бы ты поступил?», «Вежливые слова», «Добрые дела» и т. д. – это мы используем опыт М. Монтессори.
В старшем возрасте, когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы. Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Так, после прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», мы беседовали с детьми по содержанию произведения и дети поняли, брать без разрешения что-то, а также обманывать (как сделал Ваня) – очень плохо. Здесь же рассмотрели пословицу : «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».
В нашей группе существует правило : «За честное признание - не бывает наказанья. И дети не боятся признаться в своих поступках. А ещё у нас есть девиз: «Ни одного дня без похвалы!». Мы хвалим своих детей за каждый поступок; за то, что сложили свои правильно вещи, заправил постель, за то что сегодня съел суп. И родителей просим, чтобы дома они находили возможность хвалить детей, тогда у них возникнет желание быть воспитанными.
Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх. Так,играя в игу «Дочки-матери», «Автобус» - дети уже могут самостоятельно распределять роли, но мы ещё подсказываем как вести себя – «уступить место «маме с ребёнком», «помочь занести коляску» и т. д. В игре формируется умение сделать свой выбор, решить конфликтную ситуацию. Нашим 4-5летним малышам трудно решать такие задачи. Мы и родители помогаем им в этом. Ведь общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. А в детском саду круг общения расширяется – общение с воспитателем, со сверстниками и другими работниками дошкольного учреждения. На нашем I родительском собрании по теме: «Речевое общение с ребёнком» - мы старались донести присутствующим, что это они первые и самые важные учителя в жизни маленького человека. Сколько бы он не прожил, всё равно будет возвращаться к опыту из детства, к жизни в семье. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, даже плохими словами заражается от них. Послушайте отрывок из стихотворения
Э. Асадова «Воспитать человека»
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой наслышится вдруг такого.
Что гаснут лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и сё,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут всё очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и всё!
В каждой группе есть дети, которые употребляю в речи плохие слова. Есть такие и у нас. Мы объясняем им, что некрасиво так говорить и предлагаем бросить нехорошие слова в мусорную корзину. Надо помнить, что вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует людей. Стараемся утром встречать детей и родителей с улыбкой, шуткой. Ведь «ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость.
Правила этикета создавались веками. Кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививались чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, приёме гостей – словом во всём – что ценится в обществе.
Так пусть же нам, взрослым, хватит сил и терпения, любви для того чтобы поднять наших детей к высотам культуры.