маргарита соловьёва
Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей
дошкольного возраста
Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология наука о взаимоотношениях человека и природы, одна из важнейших тем в наше время. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. У ребёнка необходимо формировать стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок, сопереживать, сочувствовать.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут : комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Поэтому приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей. В данном направлении я начала работать с детьми уже со второй младшей группы. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным и растениям относятся не бережно. Дети мало знают о растениях и животных, об их потребностях, особенностях развития.
Затем я оформила уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т. п., которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и активное желание с ними играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» и т. п. Особый интерес вызывают подвижные игры природоведческого характера: «Кот и мышь», «Солнышко и дождик». В разных источниках я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь.
Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей природы. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда, испытывать радость от хорошо выполненной работы. Весной мы сажаем огород на окне, где дети самостоятельно поливают ростки. Летом мы выращиваем на грядке лук и зелень.
Осенью проводим конкурсы на тему: «Чудеса с грядки», «Лучшая поделка из природного материала», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух или готовят поделки из различных овощей и фруктов. Детей это очень радует и забавляет. Они стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получают благодарность.
В зимний и осенний период года дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями. Подобраны растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т. д., требующие разнообразных приемов ухаживания.
В нашей группе имеется:
1) центр экологии, который оснащён в соответствии с возрастными особенностями детей :
оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);
гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина, освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т. д., фонотека звуков живой и неживой природы;
календарем природы;
2) лаборатория, которая оснащёна в соответствии с возрастными особенностями детей :
природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое);
календарями наблюдений;
иллюстративным справочным материалом;
в соответствии с методическими требованиями подобран материал для познавательной деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов);
подобраны коллекция тканей, бумаги;
приобрели: лупы, магниты, пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы, дидактические игры познавательного характера;
изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, фартуки для проведения опытов, картотеку детских опытов,
картотека опытов по всем возрастным группам.
Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:
А так же мною подобраны картотеки экологических игр и наблюдений в природе.