Елена Ковалева
Родительское собрание «Воспитание культуры речевого общения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
«Детский сад «Голубок»
Родительское собрание
«Воспитание культуры речевого общения у детей»
Заместитель заведующей по УВР:
Ковалева Е. В.
г. Сорск
2011 г.
Публикация «Родительское собрание „Воспитание культуры речевого общения у детей“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Воспитание культуры речи - одна из основных задач дошкольного воспитания ребенка.
Термин «культура речи» относится к сфере языковедения.
Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка. Правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Психологические исследования показали, что дефицит общения со взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания, нарушает формирование личности ребенка.
Вопрос родителям.
Как же построить нормальное общение с ребенком?
Общение ребенку необходимо, как и пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, наносит удар его психическому здоровью.
Сейчас мы проведем тест «Как вы следите за речью своего ребенка?
1. Вы следите за тем как, говорит Ваш ребенок?
а) не всегда;
б) не считаю нужным;
в) слежу постоянно, поправляю.
2. Как вы считаете, все ли звуки говорит Ваш ребенок?
а) да;
б) не все;
в) не знаю.
3. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
а) педагоги;
б) научится говорить сам;
в) родители и педагоги.
4. Проводите ли вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
а) нет;
б) очень часто;
в) редко.
5. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?
а) будет плохо говорить;
б) ничего не беспокоит;
в) дальнейшая жизнь, школа.
6. Знаете ли вы, какие бывают речевые нарушения?
а) нет;
б) очень мало, хотелось бы узнать;
в) да, узнаю через консультации логопеда.
7. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
а) нет;
б) конечно да;
в) в некоторой степени.
8. Знаете ли Вы, какие знания получает ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?
а) нет;
б) да, постоянно интересуюсь;
в) иногда.
9. Какие трудности испытываете Вы, выполняя задания логопеда дома?
а) вообще не обращаю внимание, пусть выполняет сам;
б) обращаюсь к логопеду тогда, когда что-то непонятно;
в) мне всё понятно, потому что часто консультируюсь с логопедом.
10. Помогаете ли Вы ребенку выполнять задания логопедом дома?
а) не участвуем в работе с детьми;
б) если не хочет – заставляем ребенка силой, строго выполняем;
в) всегда выполняем совместно с ребенком.
Ответы: а) – 0 баллов; б) – 1 балл; в) – 2 балла
От 0 до 6 баллов: родители не проявляют интереса к успехам и трудностям детей, формально относятся к советам и требованиям логопеда и других педагогов.
От 6 до 10 баллов: родители предъявляют высокие требования к детям, в общении с детьми преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность.
От 10 баллов и выше: родители предъявляют справедливые требования к ребенку, прислушиваются советов логопедов и педагогов, интересуются настроением и успехами своих детей.
Явление, связанное с низким уровнем культуры речевого развития детей, обусловленное серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны.
Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.
Сюда входят:
1. Свободное владение навыками и механизмами речи.
2. Хорошая речевая оперативная память.
3. Осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в высказываниях в процессе общения.
(Стихи на разные интонации)
- Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить у этих детей интерес к заучиванию стихов и потешек в своей работе мы используем прием мнемотехники.
В переводе с греческого, «Мнемотехника» - это «искусство запоминания». Мы используем разный дидактический материал в форме мнемо-таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью и развитию речевой памяти.
Формирование культуры речи дошкольника возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного непрерывного, мотивированного общения взрослого с ребенком.
Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Детям нравится, когда мы читаем потешки, поем колыбельные песенки.
Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белобока, не скули
Мою дочку не буди.
А чтобы быстрее запомнить песенку, мы показываем, как громко лает собачка и может разбудить Катю. Они просили ее, протягивая каждый звук в словах «Ты собачка не лай…»
Просим исполнить колыбельную песню, которую им поет мама или бабушка. Рассказать, какое у них при этом выражение лица попробовать с помощью мимики и жестов показать это эмоциональное состояние. Жаль, что многие говорили: «А мне не поют колыбельные песни, я их не знаю».
Жаль, ведь это музыкальные, певческие традиции семьи. Дети взрослеют и мы подбираем потешки с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только рассказать потешку, но и обыграть ее, прочитать разным голосом.
Игра с родителями «Прочитать потешку разным голосом: шепотом, весело, тихо, громко…»
Сказки стараемся не читать, а рассказывать, т. к. дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоцию и мимику.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания, они выражают уважительное отношение к людям труда, оказывают влияние на формирование любви к родному краю. Часто с детьми устраиваем соревнования «кто больше назовет пословиц», «Продолжи пословицу».
Игра с родителями «Продолжи пословицу».
Волков бояться - … (в лес не ходить)
Нет дыма - …. (без огня)
Куй железо - … (пока горячо)
Знает кошка … (чье мясо съела)
Под лежачий камень … (вода не течет)
Взялся за гуж … (не говори, что не дюж)
Близок локоть … (да не укусишь)
Старый друг … (лучше новых двух)
Что посеешь … (то и пожнешь)
Снявши голову … (по волосам не плачут)
Кто не с нами … (тот против нас)
Не рой другому яму … (сам в нее попадешь)
Семь раз отмерь … (один раз отрежь)
Дорога ложка … (к обеду)
Маслом кашу … (не испортишь)
На чужой роток … (не накинешь платок)
Шило в мешке … (не утаишь)
Не плюй в колодец … (пригодится воды напиться)
Готовь сани зимой, … (а телегу летом)
Лучше поздно, … (чем никогда).
В нашем детском саду создана комната русского быта, где мы частые гости, т. к. предметы русского быта заставляют детей окунуться в другую стихию, образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску.
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее, они становятся самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к истокам культуры.
Исследования многих ученых доказывают: ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому ныне остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию.
В заключение хочу сказать словами В. А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка»