Рашида Хидиятова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством игровых приемов и художественного слова
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических правил. Если же у вас возникли проблемы с утренним умыванием, то надеемся, стишки помогут. Например:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством игровых приемов и художественного слова» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл. Ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время приема пищи, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Питание малыша играет важнейшую роль в его жизни. Многие мамы знают, как тяжело накормить малыша, и если вы ломаете голову, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему вместе:
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
Привлекайте ребёнка к процессу одевания, создайте видимость его самостоятельных действий и не забудьте похвалить.
Мы на пухлые ручонки надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка – два!
Застегнём застёжки на твоей одёжке: пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.
На мою малышку наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!
Обуваем ножки, бегать по дорожке.
Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!
Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два!
Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка выполнять требования режима (во время садиться за стол для приема пищи, привить ему навыки (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вещать одежду на стул). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей с взрослыми.
В общении со взрослыми. Дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в умении все делать с удовольствием и сами. В первые годы жизни культурно-гигиенические навыки формируются в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, совместной игре, в совместной деятельности.
Целью дидактического материала является создание условий для приобщения детей раннего возраста к художественному слову через режимные моменты.
Стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.
Общаясь, мы не только привлекаем внимание детей, но и воспитываем культуру поведения, формируем гигиенические навыки. Перед приемом пищи, во время умывания, мы следим за аккуратностью процесса, используя стихи, потешки, образное слово:
«Кран откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся! Грязь, смывайся!»
Не все дети любят убирать игрушки, но их к этому можно привлечь:
Вот лежит половичок,
Мы потрём ему бочок.
Убираем игрушки с песней:
Тили-бом, тили-бом,
Убираем весь наш дом,
Вот и кончилась игра,
Убирать нам всё пора.
Стихи читаем во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
Художественное слово помогает:
• развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
• развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
• формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.
Колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки, загадки. Они помогают ребёнку настроиться на нужный лад, в игровой форме сделать то, что необходимо. С их помощью вы сделаете жизнь вашего малыша веселее и интереснее.
Как известно, дети легче воспринимают стихотворную и сказочную формы познания мира. Короткие несложные стихи могут стать частью утреннего ритуала ребёнка. Потешки-пестушки учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где ротик, где носик.
Например:
Ясный день пришёл давно
И стучится к нам в окно!
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
В эти радостные минуты малыша нужно поцеловать, нежно его погладить. Ласковые прикосновения должны быть неотъемлемой частью утреннего ритуала пробуждения.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл. Ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время приема пищи, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка выполнять требования режима (во время садиться за стол для приема пищи, привить ему навыки (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вещать одежду на стул). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей с взрослыми.