Литвиненко Юлия Викторовна
Важность и значение развития духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Скажите, пожалуйста, кто знает историю своего языка? Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку?
К сожалению, таких семей все меньше и меньше. На сегодняшний день семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства
Публикация «Важность и значение развития духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к истокам русской культуры» размещена в разделах
Довольно часто мы сталкиваемся с незнанием молодежью истории своего народа, края, страны. Становиться не по себе, когда молодые люди не могут сказать о людях, именем которых названа улица их проживания, важнейших событий Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. и т. д.
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Воспитание любви к Родине. В нашем современном обществе назрели проблемы, с которыми сталкиваются дети и их родители :
• отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения.
• постоянное ухудшение морально-нравственной среды.
• уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми.
• ухудшение физического развития молодого поколения.
• отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни.
• негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты).
• отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
• наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)
• Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в ФГОС ДО. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.
Воспитание детей на основе национальной культуры, на национальных достижениях занимает сейчас очень важное место. «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Как приобщать детей к русским истокам? Вникать, понимать, разбираться нужно всем. Задача педагога понять, изучить, а потом уже научить детей, донести до них эти истоки. Это мы можем осуществить в ДОУ, создав специальные условия, которые включают в себя:
1. Организацию среды в ДОУ.
2. Повышение компетентности педагогов.
3. Организация образовательного процесса.
4. Взаимодействие с родителями.
Направления работы по ознакомлению детей с русской народной культурой.
1. Ознакомление с народно-прикладным искусством, ремеслами.
2. Знакомство с праздниками,традициями, обычаями, обрядами.
3. Знакомство с жизнью и бытом, предметами быта.
4. Знакомство с устным народным творчеством: сказками, потешками, пословицами, поговорками, загадками, прибаутками.
5. Знакомство с народным костюмом, его особенностями.
6. Знакомство с играми и хороводами.
7. Слушание и разучивание песен, танцев и т. д.
Формы образовательной работы с детьми
· Непосредственно – образовательная деятельность.
· Самостоятельная деятельность.
· Праздники и развлечения.
Театрализованная деятельность.
· Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
· Организация конкурсов рисунков и поделок.
· Посещение тематических выставок.
· Просмотр видеофильмов,
Слушание музыки.
· Встреча с интересными людьми.
- Проектная деятельность.
Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.
Список литературы:
1. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф., Народная педагогика в воспитании дошкольников. М. : Ассоциация проф. образов., 1995
2. И. А. Кузьмин «Истоковедение». Том 3-4. Издание 3-е, дополненное. -М. : Издательский дом «Истоки». 2014.-344с.
3. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года № 1155.