Папки-передвижки

Статья «Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии»

Светлана Чембаева
Статья «Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии

Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Публикация «Статья „Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии“» размещена в разделах

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, можно считать занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для работы с детьми очень важен иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». В ДОУ целесообразно использовать настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с мордовскими народными сказками.

С целью более глубокого ознакомления с национальной историей и культурой в ДОУ возможно открытие музея национального быта и культуры. Цель создания музея - сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, воспитанники могут получать новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. В ряде ДОУ существует национальный уголок в группе. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия.

Для изучения мордовской народной одежды существует настольно- печатная игра «Щак - каряк - някать», альбом «Мордовский народный костюм». Одним из способов приобщения к культуре может быть создание национального костюма для куклы.

Знакомство детей с народной культурой рационально начинать в форме беседы. Вначале дети знакомятся с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия можно организовать в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия - мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии». Стоит отметить, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Далее идет знакомство детей с новыми темами: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал. Занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству проходят по ряду тем: «В мире волшебных красок», «Золотые краски осени родной природы», «Волшебные краски осени родного села», «Мордовский узор», «Предметы декоративно- прикладного искусства и их роль в жизни народа», «Чудо - платье с мордовским узором», «Иллюстрирование мордовской народной сказки «Кокоркине»»

В первом разделе «В мире волшебных красок (окружающий мир как основа творчества народа)» дети получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение).

Во втором разделе «Орнамент Мордовии (построение, виды)» дети приобщаются к разнообразному миру элементов узоров и орнаментальных композиций декоративно-прикладного искусства мордвы-эрзя, учатся изображать элементы орнамента.

Изучение третьего раздела «Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа (работа в творческих мастерских)» носит практико-ориентированный характер. Дети реализуют свои творческие замыслы, украшая мордовским орнаментом предметы быта и элементы одежды.

На всех возрастных этапах, очень важно использовать иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

На занятиях по обучению рассказыванию вносится устное народное творчество : сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий целесообразно использовать дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В старшей группе детям можно предложить игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас».

Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках целесообразно проводить индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Таким образом, возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Посредством дидактических игр с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям приобщиться к национальной культуре.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию «личности», «Общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не бывает.

Поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого — свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, а значит, требует создания своей национальной философии образования»

Все духовные потребности человека — в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к развитию, самоусовершенствованию. Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура— от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

В дошкольном возрасте необходимо организовать такую доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. И на сегодняшний момент, по нашему мнению, доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы.

«Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт.

С раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

В современных условиях ' осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э. А. Баллером, Э. В. Ильенковым, А. В. Каменец, Ю. А. Лукиным, Э. Ю. Соловьевым и др.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности. На сегодняшний день представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной

философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий.

Культура России сложилась в условиях этой многонациональное. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников : внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования.

Стоит отметить, что главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно- нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов :

1. Материальная культура:

— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

— одежда (национальный костюм, украшения;

— национальные кушанья;

— транспортные средства;

— орудия труда;

— труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

—- народные обычаи, обряды, праздники;

— язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

— общечеловеческие нравственные качества;

— правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Культура понимается нами вслед за отечественными исследователями

как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство (Г. Н. Волков); ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. Мид, И. Б. Орлова). Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина "культура", позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

— информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);

— эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

— поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большее значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Публикации по теме:

Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное деревоКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное дерево Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства» Цель: Расширить представления детей о городецкой росписи, её элементах, палитре, истории; закрепить у детей знания народных промыслов (Дымково,.

Мастер-класс «Образцы декоративно-прикладного искусства своими руками»Мастер-класс «Образцы декоративно-прикладного искусства своими руками» Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей.

Педагогический проект «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства Кавказа. Без знания детьми народной.

Проект «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы» Куклы известны с глубокой древности. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Цель мастер - класса: познакомить с культурными.

Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 19:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чембаева (УИ 1320822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД