мария зотова
Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ «Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания»
В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО
ПО КУРСУ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Содержание.
1. Актуализация выбранной темы
2. Технологическая ситуация по теме
3. Система средств к технологической ситуации
4. Список литературы
1. Актуализация выбранной темы
Публикация «Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т. е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом.
Изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно-эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно- эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.
В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников можно использовать декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно-образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
2. Технологическая ситуация по теме
Цели Действия Средства Результат
1. Развить представление о декоративно-прикладном творчестве, как о средстве нравственно-патриотического воспитания
2. Обобщить представления о видах декоративно-прикладного творчества; о формах, видах, средствах по ознакомлению с ними
3. Произвести осознание роли декоративно-прикладного народного творчества как одного из основных средств развития нравственно-патриотических чувств, а также всестороннего развития личности и деятельности ребенка.
4. Развивать представление о необходимости знакомить детей с декоративно-прикладным искусством через разные виды деятельности
5. Познакомить с методами и приемами ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, с целью воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к образам искусства; формирование чувства сопричастности к культурному наследию своего народа
6. Развивать умение анализировать информацию, систематизировать ее содержание, формулировать выводы и умозаключения
1. Организация целевого пространства
1.1. Определение индивидуальных и общей целей
1.2. Работа с текстом ФГОС ДО, определение образовательных областей, где может быть изучено декоративно-прикладное искусство
2. Организация поискового пространства:
2.1. Работа с понятиями (декоративно-прикладное искусство, нравственность, патриотизм). Определение видов декоративно-прикладного искусства. Работа со словарем. Выводы
2.2. Изложение материала: Определение специфики влияния русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей.
2.3. Изложение материала: исследователи детского изобразительного творчества о народном декоративно-прикладном искусстве (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие).
3. Организация рефлексивного пространства:
3.1. Подведение итогов. Рефлексия. Выводы и умозаключения.
1. Средства для организации целевого пространства:
1.1 Презентация о внедрении ФГОС ДО.
1.2. «Выдержки из ФГОС ДО» (раздел II п. 2.6, 2.7; раздел III пп. 3.2.5, 3.3; раздел IV п. 4.6)
1. 3 Содержание образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.4. Виды деятельности как сквозные механизмы развития ребенка (в соответствии с ФГОС ДО)
1.5. Целевые ориентиры дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
2.1. Виды декоративно-прикладного искусства
2.2. Словарь по теме (декоративно-прикладное искусство, нравственность, патриотизм)
2.3. Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
2.4. Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
2.5. «Беседы с детьми о народном искусстве».
2.6. Записи в рабочих тетрадях
3.1. Вопросы к рефлексии. - осознание значимости проблемы всестороннего развития ребенка, изучения декоративно-прикладного искусства как средства нравственно-патриотического воспитания
- Владение понятиями по разделу
- Понимание значения народного творчества в развитии ребенка
- Владение знаниями о периодизации психического развития
- Понимание целей и базовых принципов организации нравственно-патриотического воспитания, так же направленного на его всестороннее развитие
- Актуализация потребности в совершенствовании собственных способностей, а также осознание необходимости воспитания нравственных чувств у ребенка
- Осознание собственных сильных и слабых сторон при организации нравственно-патриотического воспитания по средствам декоративно-прикладного искусства.
- Совершенствование умения обсуждать проблемы, делиться информацией в рамках темы занятия, анализировать информацию
3. Система средств к технологической ситуации.
Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.
Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Известные педагоги и исследователи (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.
Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
3. Формирование обобщё нных знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи : хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).
При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:
- формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;
- учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,
- выделять элементы узора.
Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).
У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.
Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.
В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.
В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.
Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.
Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами : нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д. ,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.
Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве : рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
• Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
• Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
• Развивать творческие способности детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
• Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
• Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
• Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
• Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
• Приобщать родителей к совместной деятельности.
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре. Эту задачу можно решить через народное декоративно-прикладное искусство. А для ребятишек это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомят детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обусловливает необходимость более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.
Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой
деятельности, окружающей природы, климатических условий и
наличия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирования были созданы мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.
Содержание узоров народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют их образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то, что образцы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.
Народное декоративно-прикладное искусство обладает
большими возможностями для различных вариантов трактовки
композиции узора, отличающего симметричностью, уравновешенностью его элементов.
Существенным в узоре является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении узора отдают предпочтения красному цвету. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он взывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источником всего живого на Земле.
Работу по знакомству детей с народными декоративно-прикладным искусством начинают с изучения декоративно-прикладного искусства народов, населяющих РФ.
Беседы с детьми о народном искусстве.
О том, как создают глиняные или деревянные игрушки мастера из сел Дымково, Филимоново, Богородское, Полховский Майдан, как возникает резной узор на прялке, пряничной доске или на бересте, как нарядна роспись жостовских подносов дети узнают в ходе бесед. К каждой такой беседе готовятся заранее. Рассказ должен быть краток, содержателен и непременно эмоционален. Одновременно, с показом таблиц по хохломской росписи знакомят детей с хохломскими изделиями, имеющиеся в детском саду: детской мебелью, вазочкой, стаканом для карандашей или кистей и т. д. В беседе о дымковской глиняной игрушке использую таблицы, фотографии, календари, имеющиеся в д/ с дымковские игрушки: птиц, оленей, нарядных барынь и водоносок.
Рассказ о городецкой росписи дополняю имеющимися в д/с изделиями, украшенными городецкой росписью. Это конь-качалка, мебель, декоративные расписанные пластины. Рассказывают детям, как изготавливаются те или иные изделия. Фотографии, таблицы, календари используют на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в процессе которых дети выполняют творческие задания. Разрабатывая содержание творческих заданий стремятся к тому, чтобы они вызывали у детей эмоциональное отношение к образам, которые им предстоит вылепить из глины, расписать красками. Темы таких творческих заданий: «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь», «Разноцветная карусель», «Посуда для кукол». Устанавливается определенная последовательность выполнения каждого творческого задания:
а) ознакомление детей с художественными особенностями народных образцов;
б) рассказ о том, из какого материала выполнено то или иное изделие;
в) самостоятельное выполнение творческого задания детьми;
г) оформление интерьера и участка д/с детскими работами и использование их в играх в качестве сувенирных подарков.
Темы «Сказочных птиц», «Волшебных коней» также могут быть предложены для создания рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках, в рисунках на тему сказок.
Список литературы.
1. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 17-26
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ - М. : Просвещение, 1988