Васильева Мария
Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного искусства северных народов.
Корни декоративно-прикладного искусства уходят глубоко в историю. Из поколения в поколение передается это искусство и занимает значительное место в жизни якутского народа. Об этом свидетельствуют устные легенды, «олонхо», древние сказания.
Публикация «Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Собранные археологические и этнографические материалы 13-18 веков, указывают на связь якутов как с народами Крайнего Севера, так и с тюркоязычными племенами Южной Сибири и Средней Азии, которые тоже вели кочевой и полукочевой образ жизни. Вопрос о связи якутской культуры с культурами малочисленных сибирских народностей до сих пор недостаточно изучен; все еще не опубликованы серьезные исследования о самом раннем периоде истории якутского прикладного искусства. Тем не менее имеющиеся исторические и этнографические данные позволяют присоединиться к мнению академика С. В. Бахрушева о том, что «среди прочих туземцем (имеются в виду тунгусы, коряки, чукчи, юкагиры, чувенцы и т. д.) якуты в 17-18 веках довольно резко выделялись своей сравнительно высокой культурой. Культура эта проявлялась во всем их материальном быте, в жилище, в одежде». Якутские мастера отличались высокопрофессиональным освоением природных материалов, как дерево, кость, металл.
Народное искусство якутов отображает самобытность, художественный вкус народа – его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов, свежесть чувств, воспевает лучшее в народном характере.
Приобщение детей дошкольного возраста к самобытной материальной и духовной культуре народа саха на основе декоративно-прикладного искусства предполагает актуализацию проблемы бережного отношения к традициям своего народа.
В детском саду занятия по знакомству декоративно-прикладному искусству включаются в основном как кружковая работа. Основной целью нашей работы стало использование (нетрадиционных) природных материалов в художественно-конструкторской деятельности, это присущие жителям Севера материалы : косточки рыб, животных и т. д.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.
В изостудии «Сир бэлэ5э», осуществляется начальное введение в художественно-конструкторскую деятельность. При ознакомлении с нетрадиционной техникой художественно-конструкторской деятельности ребенок самостоятельно выбирает природный материал, который хочет использовать для создания своей поделки. Работа изостудии основана на следующем :
Ручной труд и изодеятельность позволяют удовлетворить одну из основных потребностей ребенка – чувствовать себя способным сделать такое, что можно использовать, и что можно способно вызвать одобрение окружающих;
Возможность запечатлевать образы познаваемого мира природы и культуры в материальных формах;
Обогащается кругозор ребенка яркими образами окружающего мира;
Ребенок сам учится создавать художественные образы;
Развивается воображение, художественно-образное мышление;
Сама работа с разнообразием материала тоже способствует познавательной активности.
Задача кружковой работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством – формирование у них эстетического вкуса, творческого отношения к труду и умения создавать вещи по законам красоты.
На занятиях изостудии используются такие методы работы, как чтение, рассказ с показом иллюстраций и просмотров DVD-дисков, беседа с рассматриванием рисунков, игрушек, поделок, работ народных мастеров. Для проведения занятий изостудии очень важна подготовительная работа по наблюдению за природными объектами и явлениями, сбору, хранению и подготовке природного материала (гербарий, шишки, семена, коренья, кости животных, рыб, перья птиц, восприятию художественных образов, рассматриванию работ, выполненных в нетрадиционной технике, демонстрации воспитателем приемов работы с природным материалом.
Творческие работы детей выставляются на выставочной галерее «Дьааным сирэ», чтобы их могли увидеть и оценить родители.
Тематику работ выбираем разнообразную:
Настенные панно «Дьукээбил суhумун анныгар», «Кубалар» отражающие разные явления в мире северной природы (из костей крупных рыб);
Картины «Тиэргэним кыыллара», «Алааhым кэрэ костуулэрэ» (из ребер и зубов зайца);
Украшения для девочек: колье, сережки, брошь и т. д. (из костей крупных рыб);
Настольная игра шахматы «Битва богатырей Верхнего и нижнего мира» (из суставных костей (толунньан) домашних животных);
Герои якутских сказок «Таал-таал эмээхсин», «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» для настольного театра (из суставных костей (толунньан) домашних животных);
Герои «олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» для настольного театра (из суставных костей (толунньан) домашних животных);
Якутские музыкальные (шумовые) «Дьа5а», «Иирэр дьа5а», «Хобо» (из суставных костей (толунньан) домашних животных);
Лучшие детские работы участвуют на районных выставках, конференциях и конкурсах поделок дошкольного возраста.
Главный критерий эффективного движения ребенка в пространстве культуры – это создание им культурно значимых авторских продуктов –исследователшогьских, художественно-творческих, конструкторских и т. д., а так же его психологическое личностное развитие – рост креативности, мыслительной гибкости, развитость творческого потенциала.
Нагрудное украшение и серьги в якутском национальном стиле, выполнено воспитаннице Ивановой Аленой, 6 лет. Материал: полимерная глина, фетр, бисер.