Нина
Экологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление моей педагогической деятельности это – воспитание экологической культуры у дошкольников.
Экологическое воспитание в настоящий момент актуально как никогда. А почему же экологическое воспитание стало актуальным? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Наша природа хрупка и ранима. В последние время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородия почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди- это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающими нас миру.
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Начинать работу следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Активная позиция детей-показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Основными задачами экологического воспитания являются :
• Воспитание заботливого отношения к природе путем систематического,
целенаправленного общения с окружающим миром;
• Воспитание эстетических и патриотических чувств;
• Укрепление дружеских отношений между детьми;
• Установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми,
их родителями;
• Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
• Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого
в практической деятельности;
Я уверена, что эти задачи, помогут воспитать дошкольников добрыми,
заботливыми, порядочными людьми.
В своей работе с детьми использую следующие формы и методы работы:
• экологические занятия;
• наблюдения за животными и растениями на прогулке;
• целевые прогулки по территории д\с;
• ведение календаря природы;
• сбор коллекций семян, листьев;
• опыты, поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций;
• проектная деятельность;
• беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы;
• посещение детской библиотеки;
• дидактические игры, в том числе и авторские игры;
• подвижные игры;
• экологические выставок (совместная деятельность детей и родителей)
• консультативная работа с родителями;
• диагностика экологической воспитанности детей.
Работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких
направлениях:
Работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности;
• На базе ДОУ разработала проектную деятельность «огород на окне» во второй младшей и старшей группах.
Во второй младшей группе организован ролево-игровой проект.
В этом проекте дети входили в образ, использовались игровые ситуации. В проекте был образ бабушки из сказки «Репка». Дети сами сажали лук и семена огурцов. Итоговым событием является экологическое развлечение.
В старшей группе был организован творческий проект.
В этом проекте дети получили письмо от семян, в котором они просят о помощи, потому что в пакете им плохо. Ребята выразили готовность помочь семенам, устроить для них огород. Каждый ребенок нарисовал свой огород. Затем выбирали идею: воспитатель дала детям фишки, с помощью которых они "голосовали"-клали на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная с их точки зрения идея. Потом дети распределились на группы: огородников, конструкторов, художников. Следующий этап: информировали родителей о предстоящей деятельности. Родители обеспечили осуществление проекта, оснастив оборудованием. Дети работали в группах. Группа «огородников» посадили семена, лук. «Художники» нарисовали деревья. «Конструкторы» вырезали дом, забор, облака. Последний этап: устроили огород, оформили модель последовательности нашей работы.
• Проект : познавательно-исследовательский «Покормите птиц зимой» ;
Итог проекта-изготовление кормушек;
• Вместе с детьми оформили макет «Домашние животные» ;
• Проводила открытое занятие «Насекомые» ;
• Весной сажали цветы на участке;
• Вместе с детьми сделали осеннее дерево для дыхательной гимнастики;
• Летом ухаживали за цветниками;
• Оформили уголок по экологии;
• Организовала акция для животных в 2014, 2015;
Работа с родителями
• Оформили гербарий;
• Проходили конкурсы поделок из природного материала (листья,
шишки, камни, веточки, овощи, фрукты и т. д);
• Благоустраивали участок летом, (мы занимали первые места);
• Родители нам на участок подарили туи;
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в наших занятиях использую различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.
После наших занятий, бесед, наблюдений, дети стали больше проявлять интерес к природе. Дети постепенно стали понимать, что будущее нашей Земли зависит от нас.