Получи документы

Гендерное воспитание

Елена Разумцова
Гендерное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерное воспитание

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте.

Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Публикация «Гендерное воспитание» размещена в разделах

Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л. О. Ковальчук).

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Однако, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».

Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2010). Её анализ показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. Одной из ведущих целей программы является «формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями». Но гендерные особенности дошкольников во внимание не берутся.

Авторская группа педагогов МДОУ детский сад № 15 «Семицветик» г. Озёрска Челябинской области под руководством Шелухиной И. П. разработала программу «Мальчики и девочки»(2006, которая способствует благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности. В пособии предложены конспекты занятий, планы факультативной работы, сценарии праздников, развлечений, педагогические ситуации, консультации, а также примерный тематический план, который включает в себя три раздела: «Мужчина и женщина – какие они?», «Я мальчик – будущий мужчина. Я девочка – будущая женщина.», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы». Весь материал разбит на виды деятельности по степени участия педагога, т. е. регламентирующая, совместная и самостоятельная. Программа предназначена для педагогов дошкольных учреждений, а также, по мнению авторов, будет интересна родителям и учителям начальной школы.

В пособии Ивановой А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»(в 3-й его части) представлен уникальный модуль занятий «Мальчики и девочки»(2008). Он затрагивает задачи полового просвещения и полового воспитания. Автор пособия отмечает, что один модуль не способен решить все проблемы. Половое воспитание должно осуществляется постоянно, пронизывая все виды деятельности. Ему нужно уделять внимание не только в детском саду, но и в семье. Данный модуль занятий – всего капля в безбрежном море этой важной работы.

Л. П. Шустова, И. А. Анохина в 2010г. разработали учебно-методическое пособие «гендерный подход в воспитании дошкольников». Данная работа содержит изложение теоретических основ и практических рекомендаций по реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для методистов, воспитателей, педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре ДОУ и слушателей курсов повышения квалификации. В приложении представлена Программа гендерного воспитания детей дошкольного возраста «Мальчики и девочки – кто они?» Л. Колонийченко(2006, кратко изложены содержание разделов и тем. Программа включает в себя пять разделов: «Что я знаю о себе», «Различие полов», «Мужской и женский этикет», «Моя семья», «Вместе весело играть».

Для реализации задач гендерного воспитания необходимо создать в ДОУ условия для гендерной социализации старших дошкольников. Многие специалисты уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что и педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками. Поэтому вся работа должна строится в следующих направлениях:

Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;

Построение развивающей среды;

Ещё одним важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей является преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная).

Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса побудили нас к созданию тематического плана работы с детьми 5-7 лет, цель которого – способствовать гендерному воспитанию детей.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей Составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка».

Физическое воспитаниеФизическое воспитание Ребенок пришел в детский сад,родители хотят видеть как их детки становятся здоровее, сильнее, выносливее и поэтому большое внимание уделяется.

Физическое воспитание в ДОУ Физическое воспитание в ДОУ Всестороннее развитие физических способностей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Патриотическое воспитание в ДОУ Взаимодействие семьи и детского сада в патриотическом воспитании будет эффективным при следующих педагогических условиях: Изучение культурного.

Воспитание мальчиков Я всегда мечтала о дочке, но судьба распорядилась по-другому. Я — мама двоих сыновей с десятилетней разницей в возрасте, которых я очень.

Воспитание праздником Самый радостный, весёлый. таинственный праздник бывает именно зимой - это Новый год! И главная гостья этого праздника - елка! Древние германские.

Воспитание радостью Современный воспитатель… Каков он? Молодой – да, активный - да, грамотный и разносторонне образованный – конечно, и все таки, на первое.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание — воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание
Опубликовано: 16 января 2016 в 16:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Елена Разумцова (УИ 26047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД