Юлия Варанкина
Семинар для родителей в форме круглого стола «Как использовать поощрения и наказания в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей в форме круглого стола по теме :
«Как использовать поощрения и наказания в воспитании детей».
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам использования поощрений и наказаний в воспитании детей.
Задачи:
Публикация «Семинар для родителей в форме круглого стола „Как использовать поощрения и наказания в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1. выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
2. знакомство с принципами использования поощрений и наказаний;
3. расширение возможностей понимания своего ребенка.
План семинара.
1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин).
2. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин).
3. Выступление ведущего об основных функциях поощрения и наказания (10 минут).
4. Практическое задание (20 мин).
5. Подведение итогов (5 мин).
Ход семинара.
1. Упражнение на создание благоприятной эмоциональной атмосферы (5 мин).
Инструкция: Предлагаю всем встать и поздороваться. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Поздороваться важно с каждым 2 раза. Главное – никого не пропустить.
Каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день упражнение можно выполнить с мячом или замещающим его предметом.
Участники делятся на две подгруппы и занимают свои места.
2. Работа в малых группах с рабочими карточками (5 мин).
Вопрос участникам круглого стола : «Какие наказания и поощрения наиболее часто вы используете в процессе воспитания собственных детей?»
Подводятся итоги, какие поощрения и наказания наиболее часто используются при воспитании детей.
3. Выступление ведущего об основных функциях поощрения и наказания (5 минут).
Задача: вспомнить понятийный аппарат по теме круглого стола.
Вопросы о поощрениях и наказаниях всегда актуальны и вызывают огромный интерес у всех поколений.
Первое, с чего стоит начать, воспитывая ребенка – спросить себя, почему ребенок отказывается делать нечто.
Что я делаю не так, что ему хочется мне сопротивляться?
Что и почему я делал (а) в детстве в таких ситуациях?
Ребенок воспринимает взрослого как эталон и привязан к нему. Это значит, что он ошибается не потому, что хочет досадить взрослому, а потому, что еще много не умеет. Тогда важно учить его поступать верно, в том числе после его ошибки, поскольку в этом случае он уже видит последствия своих действий, но еще не обязательно понимает правильную последовательность, не приводящую к ошибке.
Как формировать желаемое поведение у детей?
Чему отдать предпочтение: поощрению или наказанию?
Признанным лидером в изучении законов человеческого поведения является направление американской психологии, получившее название бихевиоризм, или поведенческая психология.
В рамках данного направления все различные формы поведения человека рассматриваются как приобретенные в процессе опыта. То есть все то, что мы можем наблюдать в поведении окружающих, - это то, чему они научились. Именно результатом научения является все многообразие проявлений поведенческих особенностей детей, которые, повторяясь в различных ситуациях, становятся устойчивыми чертами характера взрослого человека.
Основной формой приобретения нового опыта является научение.
Научение – процесс привития навыка.
С точки зрения научения, формирование нового поведения определяется ситуацией, в которой оно происходит, и зависит от того, что следует за тем или иным поведением или поступком.
Например, с младенчества основным способом информирования взрослого о своих нуждах и потребностях для ребенка является плач. Он плачет, когда голоден или когда его что-то тревожит, и, как правило, получает желаемое. Если ребенок плачет, капризничает и в ответ получает желаемое, то у него может сформироваться соответствующий тип поведения – «хочешь что-то – требуй!» Условием при этом является результат, к которому это действие приведет.
Внимание – мощное средство подкрепления поведения и для его получения дети готовы на многое. Часто беспроблемный ребенок не получает необходимого ему внимания со стороны родителей. Но стоит ему принести замечание в дневнике или получит двойку, как у родителей находится время и желание заниматься сыном или дочерью. Пусть они его ругают или наказывают, но при этом дают то внимание, которое ему так необходимо.
По мнению многих психологов, желание привлечь к себе внимание – одна из наиболее часто встречающихся причин нарушения дисциплины на уроке.
Минусы наказаний.
1. При наказании дети не учатся поступать правильно, а только находят способы избегать наказания. Защищаясь, они учатся быть трусливыми, нечестными, опасаясь, чтобы их не «застукали» за неблаговидным делом.
2. Наказание учит детей тому, что с ними что-то не так, они хуже других и совершают плохие поступки. Дети начинают верить в то, что они хуже других, и либо подтверждают это своими поступками, либо начинают мстить всем вокруг.
3. Страх нарастает с каждым наказанием, если дети чувствуют угрозу и не понимают причину наказания. Наказание не содержит информации о желаемом поведении. Повторяемость плохих поступков свидетельствует о том, что дети не знают, в чем их ошибка.
В то же время наказание нельзя полностью исключить из воспитательного процесса. Основная цель его применения – прекратить недопустимое поведение.
Виды наказаний : замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд взрослого, осуждение, возмущение, упрек, намек, ироническая шутка.
Сорваться на ребенка быстрее и легче, чем понимать и слушать.
Наказание может стать эффективным методом воспитательного воздействия, если при его использовании придерживаться следующих правил.
1. Информированность. Использовать наказание можно только в тех случаях, если дети были заранее ознакомлены с правилами поведения и нарушили их. Наказывать за несоблюдение правил, о существовании никто не предупреждал и не объяснял их важность следования – недопустимо.
2. Точность. Следует быть точным в определении того, какие действия повлекут за собой применение каких последствий, и в чем именно они будут состоять. Угрозы типа: «Если ты не прекратишь грубить, то я не знаю, что с тобой сделаю!» не дают ребенку достаточной информации, что именно произойдет, если он этого не сделает.
3. Разумность. Наказания должны соответствовать проступку, за которым они следуют. Угрозы типа: «Я оторву тебе голову!» вряд ли могут считаться разумными. Например, разумным будет лишить подростка карманных денег, потратив их на покупку сломанной игрушки младшего брата.
4. Безопасность. Наказания не должны содержать угрозу для жизни: закрыть одного в комнате, в машине, оставить на улице и т. п.
5. Неотвратимость. Нужно быть готовым осуществить то, о чем было заявлено. Если было объявлено, что за таким-то поступком последует действие, то оно должно обязательно наступить. Иначе наказание утрачивает свой смысл.
6. Соразмерность. Наказание должно соответствовать величине проступка. Если проступок совершен впервые или ребенок искренне раскаивается в содеянном, то это должно учитываться при выборе формы наказания. Более строгие наказания должны следовать за намеренными и злостными нарушениями.
7. Следование за поступком. Наказание должно быть максимально приближено к проступку. Нельзя наказывать за то, что произошло когда-то. Чем ближе по времени наказание к проступку, тем оно более эффективное.
8. Отношение к проступку, не затрагивающее личность ребенка, означает, что при наказании взрослый подчеркивает, что он наказывает за проступок, но при этом уважает ребенка и надеется, что это не повторится вновь.
Задание. Проанализируйте ситуацию.
Правила использования поощрений.
Поощрение - это метод мотивации, противоположный наказанию; мера заслуг материального или морального характера, который представляет собой похвалу, награду, то, чем поощряют кого-либо.
Поощрение как метод воспитания, направлено на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.
Виды поощрений : одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Все поощрения можно разделить на моральные (похвала, объявление благодарности, положительная оценка, награждение почетной грамотой и т. д.) и материальные (подарки, ценные призы, денежные вознаграждения).
Главное в использовании поощрения – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем определенную деятельность, к которой стремимся сформировать интерес.
Чем сильнее удовольствие, которое получил человек от подкрепления определенной формы поведения, тем сильнее поведение (или деятельность) будет закрепляться.
Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прекращения нежелательного поведения.
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
Использование наказания и поощрения в воспитании детей.
При воспитании должна существовать градация требований и запретов: от беспрекословного подчинения в опасных ситуациях до возможности выбора там, где нет вреда здоровью. Важно, чтобы количество ситуаций с беспрекословным подчинением было ограничено, и они касались только жизненно опасных моментов. Если запретов будет много и они будут слишком сильны, взрослый воспитает безвольного человека, не приспособленного к жизни без контроля взрослых.
Требований к ребенку должно быть немного, их нужно соотносить с возрастом ребенка.
Но для того, чтобы ребенок не нарушал требования, он должен их услышать и понять, поэтому необходимо соблюдать и правила предъявления требований к ребенку:
1. Требования должны быть однозначными и понятными ребенку. Например, просьба: «Не балуйся», - ничего не говорит ребенку о том, что нужно делать. Более понятно: «Посиди спокойно 5 минут».
2. Требование должно соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Бессмысленно просить трехлетнего ребенка посидеть 30 минут спокойно. Лучше предложить ему занятие, которое будет интересно и займет его все это время.
3. Следует давать простые требования, не включающие внутри еще дополнительные требования. Например, требование: «Убери в комнате» - сложное, требующее конкретного описания того, что родитель понимает в этом случае. «Вымой пол», - является простым и конкретным.
4. Предъявляемые требования излагайте положительным способом, а не отрицательным примером. То есть ребенку нужно сообщить, что он должен сделать, а не то, что ему не следует делать. Например, отрицательное требование «Не балуйся», а положительное: «Займись тем-то».
5. Излагайте требования спокойно, без ультиматумов, без крика.
6. Стоит проявлять вежливость к ребенку всегда, если мы требуем от него вежливого поведения.
7. Ребенок заранее должен знать, к каким последствиям приведет следование или не следование директивам взрослых. Более того, нужно выполнять обещание наказания или поощрения, а не оставлять их только как возможности.
8. Стоит помнить, что именно на системе поощрения строится положительное общение с ребенком, а потому поощряйте, когда ребенок поступает правильно.
9. Старайтесь не оценивать ребенка в момент наказания. То есть избегайте говорить: «Ты – такой – то» (неумеха, неряха, разбойник). Следует сказать: «Мне больно (неприятно, обидно, когда ты (дерешься, не выполняешь домашнего задания и др.)
10. Не нависайте над ребенком. Предъявляя требование: встаньте так, чтобы смотреть в глаза и быть уверенным в том, что он понимает, что вы говорите.
Будьте готовы к неверному поведению ребенка. Он может ошибиться потому, что устал, кто-то обидел его или что-то еще произошло. Разберитесь сначала, а потом решайте, что делать. Иногда осознание ребенком того, что он сделал, уже достаточное наказание для него.
Если ребенка приходится в один день наказывать несколько раз или наказывать за одно и то же, то, возможно, ошибка кроется в поведении взрослого, предъявляющего чрезмерные требования для возраста ребенка, или уделяющего ребенку мало внимания, что он пытается получить его хотя бы таким способом.
4. Практическое задание.
• Вы идете в магазин вместе с ребенком. В магазине ребенок бегает, прячется от вас, хнычет, требует, чтобы ему купили игрушку или лакомство.
Важно подчеркнуть: до посещения магазина напомнить ребенку, как следует вести себя в общественных местах; не обещать ребенку купить сладости или игрушки, а если пообещать, то выполню свое обещание; в магазине постараться занять ребенка, например: предложить ему везти тележку, нести пакеты, помочь выбрать товар, а дома обсудить поведение.
• Семья обедает. Во время обеда ребенок постоянно встает из-за стола, хватает еду руками с общего блюда, отказывается есть, «потому, что мама невкусно готовит». Что делать?
Важно подчеркнуть: не заставлять ребенка есть насильно; систематически давать ребенку поручения: накрыть на стол, помочь в приготовлении обеда или мытье посуды; учить ребенка хорошим манерам с помощью игры.
5. Подведение итогов.
Итак, стоит вспомнить, что, воспитывая ребенка, мы общаемся с самими собой, но на другом жизненном этапе. Наказание может проходить только в спокойном состоянии. Когда мы охвачены эмоцией, то снимаем свой гнев за счет более слабого, обучая его в дальнейшем поступать точно так же.
Важно выслушать ребенка, дать шанс ему объясниться. Ребенок не думает как взрослый, а потому может совершать плохие поступки из лучших побуждений. Например, может ударить брата или сестру, потому что ему кажется, что к другому ребенку родители относятся лучше. Тогда наказание не улучшит отношений с детьми, а научит делать им гадости так, чтобы родители не видели. Поняв причину, родители могут изменить свое поведение так, чтобы ребенок чувствовал их любовь, а не просто верил их словам. Во многих случаях оказывается, что меняться должен взрослый, а не ребенок.
Слушайте ребенка, становясь на его место, а не на свою позицию. Принимайте свои ошибки, просите прощения и меняйте свое поведение, если оно неверно. Это именно то, что вы требуете от своих детей. Учите их собственным примером.
Родители должны четко объяснить, почему они не одобряют нечто и что они хотели бы от ребенка. Важно показать, в чем заключалась ошибка.
Нужно показать, какое поведение взрослый ожидает от него в той или иной ситуации, конкретно показать всю последовательность действий, сделать сначала вместе и впоследствии повторить ещё раз.
Наказывайте индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и глаз. Публичное наказание будет иметь воздействие не на вашего ребенка, а на зрителей.
Всегда стоит помнить, что немедленное послушание – не лучший способ воспитания ребенка. Это значит, что мы запугиваем его, а не договариваемся.
Дети не плохи от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучшие воспитатели.
Литература.
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. 2013.
2. Николаева Е. И. Кнут и пряник. СПб, 2009.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 1988.
4. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 2000.