Анна Максимова
Патриотическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в патриотическом воспитании будет эффективным при следующих педагогических условиях:
Изучение культурного наследия;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах патриотического воспитания;
Выделение нравственного компонента в содержании воспитания.
Перед воспитателем стоят задачи :
Публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
Выявить особенности взаимодействия детского сада и семьи по патриотическому воспитанию;
Разработать инновационную форму взаимодействия семьи и детского сада.
В основе совместной деятельности семьи и воспитателя заложены следующие принципы:
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
Единое понимание воспитателями и родителями целей и задач воспитания;
Помощь и уважение, доверие к ребенку, как со стороны родителей, так и воспитателей;
Знание родителями и воспитателями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала семьи в совместной работе с детьми.
Работа, выстроенная на тесном сотрудничестве с родителями воспитанников нашей группы. Значительно расширяет знания детей о своём крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл Российской символики, воспитывать чувство гордости и уважения к Родине, воспитывать настоящего патриота.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.
Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В нашей группе патриотическое воспитание детей мы разделили на 5 блоков:
Я и моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.
В младшем возрасте дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Наш семейный поход», «Я папин помощник», «Кто что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Я и моя семья» «В гостях у наших друзей») закрепляли опыт поведения в семье. Дети рассматривали картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом. Через дидактические игры («Мамины заботы», «Кому это нужно?», «Будем дружить?») дети приобретали знания, выражали свои чувства к близким.
В старшем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим формировали представление о семье как о людях, которые живут вместе, развивали самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитывали у детей доброе отношение к родным и близким.
Совместно с родителями мы организовали круглый стол «Семейные традиции», а затем и выставку семейных работ по теме «Семейные традиции».
Детский сад. В младшем возрасте дети через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Наш участок осенью», «Мы- помощники», «Наши любимые игрушки ").
В старшем возрасте дети учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщали к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учили быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывали интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам («Моя любимая игровая площадка», «Наш двор»).
Немаловажную роль здесь играла работа с родителями. Для улучшения качества игровых площадок были привлечены семьи воспитанников, которые с радостью помогли в благоустройстве детского сада, тем самым подчеркнув интерес детей.
Родная природа. Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
В младшем возрасте знакомили детей с многообразием животного и растительного мира России через устный рассказ педагога, чтение книг В. В. Бианки, А. Н. Плещеева, Г. А. Скребицкого, дидактические игры («Чей след», «Узнай лесного зверя», «Узнай по голосу», «Что растет в лесу»). Закрепляли и расширяли знания о жизни животных («Чей дом?», «Кто где живет?», «Животные готовятся к зиме»). Познакомили детей с «Красной книгой. Провели беседу с детьми «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире. Дети составляли гербарии лекарственных растений.
Старались воспитывать положительное отношение детей к родному городу Майкопу, республике Адыгея.
В старшем возрасте также велась работа о том, как сберечь природу. Детей знакомили с родным городом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми («Знакомство с гербом города Майкопа», «Экскурсия по родному городу»). Показывали детям картинки с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания, рассказывали о заповедниках республики Адыгея. Через игры («Разные ситуации») закрепляли правила поведения в природе. Составляли кодекс правил поведения в лесу, составляли рассказы («Что будет, если исчезнут леса, птицы»).
Для родителей была проведена консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путем краеведения». Предварительно мы провели экскурсию в Национальный музей республики Адыгея, в которой так же участвовали родители, всем остальным рекомендовали совершить экскурсию в краеведческий музей. Была проведена фотовыставка и выставка рисунков «Родная природа Адыгеи».
Родной город. Родная страна. Дети получали знания краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Совместно с родителями нашей группы был оформлен альбом «Майкоп — моя Родина».
В старшем возрасте у детей расширяли представления о значении государственных символов России, воспитывали уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). На занятиях знакомили со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву, «Моя Родина-Россия»). На тематических праздниках формировали чувство патриотизма, знакомили с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия!»). Расширяли представление о защитниках Отечества в разные исторические эпохи («Знакомство с биографией А. Суворова, М. Кутузова»). Углубляли знания о Российской армии, воспитывали уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формировали у детей образ героя, защитника своего государства, прививали любовь к Отечеству и родному краю («Знаем! Помним! Не забудем!», «Боевая слава нашего народа» На тематических праздниках воспитывали чувство гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину («День Победы!», «Поклонимся великим тем годам», «День защитника Отечества»). Воспитывали уважительное отношение к защитникам Отечества. Знакомили с историей освоения космоса («Космос – вселенная», «Космос. Вселенная. Звёзды»).Совместно с родителями в группе был создан музей «Боевая слава нашего народа». Родители, педагоги и дети с большим интересом собирали экспонаты для музея. Здесь можно было рассмотреть военную форму, боевые ордена "За боевые действия на Кавказе", медали, головные уборы солдат, ремни, патроны, альбомы и многое другое. Дети с большим интересом рассматривали экспонаты, примеряли на себя военную форму.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в наш минимузей, где наши воспитанники знакомятся с предметами русского быта.
Педагоги стараются привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети получали общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народной мудрости. В младшем возрасте воспитатели знакомили детей с устным народным творчеством: сказками, потешками,народным декоративно-прикладным искусством. В среднем возрасте детей знакомили с пословицами, былинами, загадками,приобщали к общечеловеческим ценностям. В старшем возрасте дети получали элементарные знания о быте наших предков («Семейные обычаи на Руси», развивали интерес и любознательность к историческому прошлому, расширяли представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, формировали уважительное отношение, бережное отношение к культурным ценностям («Знакомство с русским народным костюмом»).
В нашей группе было проведено музыкальное развлечение «В гостях у сказки», где воспитывался интерес и любовь к книгам.
Работа по взаимодействию с семьей еще не закончена, но уже сложилась определенная система по работе с родителями. Из результатов, полученных на данный момент, видим, что дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре). А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье.
Литература.
Г. А. Ковалева. Воспитание маленького гражданина. М. 2004г.
Н. Г. Зеленова,Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. 2007г.
Л. Свирская. Работа с семьей:необязательные инструкции. М. 2007г.