Екатерина Сарапулова
«Волшебные кристаллы. Эксперименты с солью». Проект в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 493 комбинированного вида»
Подготовили : Пампурина А. Ю.
Сарапулова Е. И. 1кв. кат.
2019 г.
Введение
Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы, ответы на которые порой дать непросто….
Публикация «„Волшебные кристаллы, Эксперименты с солью“, Проект в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
….Однажды, делясь впечатлениями после летнего отдыха, Василиса рассказала о своей поездке с родителями в Египет, и о том, что она впервые увидела Красное море и его волшебных обитателей. В один из дней Василиса нашла камень, покрытый кристаллами соли. Она спросила у папы: «Почему он покрыт солью?», на что папа ответил: «Вода в море очень соленая, и на камнях могут образовываться кристаллы». Ребята нашей группы были в восторге от рассказа Василисы, и попросили ее принести фотографии того камня. С этого рассказа все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям. И эта тема нас настолько увлекла и заинтересовала, что в итоге мы решили начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.
Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно…
Именно так и возник наш проект…
Проект по реализации задач речевого развития детей
Возрастная группа : старший возраст
Тема: «Волшебные кристаллы».
Тип проекта :познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : 4 недели
Участники проекта : педагоги, воспитанники, родители
Актуальность проекта :
Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат.
Цель проекта :
- формировать представление о соли как необходимом для человека продукте;
- освоить технику выращивания кристаллов в домашних условиях и самостоятельно вырастить кристаллы.
Задачи:
1. Исследовать свойства соли опытным путем.
2. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
3. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
4. Развивать лексико-грамматическую категорию связной речи.
5. Формировать мыслительные процессы и операции.
6. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формы работы с детьми: наблюдение, эксперимент, беседы, рассказывание, рассматривание, чтение, оформление выставки.
Ожидаемые результаты: выращенные из соли и сахара кристаллы
Предмет:отличительные признаки объектов живой и неживой природы.
Объект: кристаллы медного купороса, соль морская, соль поваренная
Оборудование: химические стаканы объемом 500мл, воронка для фильтрования, измерительные инструменты (линейки, фотоаппарат, проволока или нить.
Реактивы: раствор медного купороса.
Этапы работы по проекту :
I. Подготовительный этап. (25.02 – 1.03)
а) Подготовка эксперимента
б) Техника безопасности
II. Основной этап. (4.03 – 15.03)
а) Коммуникативная деятельность: беседы, просмотр слайдов
б) Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение пословиц, поговорок, сказок и рассказов по теме исследования, энциклопедий.
в) Познавательно-исследовательская деятельность: рассматривание образцов соли,коллекций минералов, опыты с солью, проведение эксперимента по выращиванию кристаллов.
г) Конструирование: моделирование из пластилина и соленого теста по теме проекта.
д) Изобразительная деятельность: рисование по теме проекта и организация выставки.
е) Речетворчество: сочинение детьми сказок и создание книги «Магия волшебного кристалла»
ж) Работа с родителями: создание памятки о выращивании кристалла, выращивание кристаллов по желанию дома.
III. Заключительный этап. (18.03 -22.03)
а) Подведение итогов.
б) Презентация результатов проекта.
Ход работы:
Подготовительный этап
(25.02.- 1.03)
а) Подготовка эксперимента
- Подбор литературы по теме проекта : энциклопедии, книги со сказками, пословицами и поговорками, мини-коллекции журналов
- Пополнение коллекции природных камней и минералов
- Подбор слайдов с минералами и кристаллами
- Поиск информации в Интернете
- Подготовка образцов соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн)
- Подготовка оборудования для эксперимента : перчатки, термометр, стеклянные колбы разных размеров, соли, очки, мерная ложка, линейка, медный купорос, горячая вода.
б) Техника безопасности
Проведена беседа по правилам техники безопасности (работа с реактивом, со стеклянной посудой).
Основной этап
(4.03-15.03)
А) Коммуникативная деятельность
Перед началом эксперимента была проведена поэтапная работа по формированию представления у детей о соли, ее разновидностях и возможностях.
- Беседы: «Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «На что похожа соль?», «Камни и минералы», «Где можно найти нужную информацию».
- Просмотр слайдов с кристаллами и минералами
б) Восприятие художественной литературы и фольклора
- рассматривание энциклопедий, журналов, чтение книг
- Обсуждение поговорок, пословиц, афоризмов о соли:
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
На хлебе, на соли, да на добром слове
Соли не жалей, так и есть веселей
Рассыпал соль — быть беде
Пуд соли вместе съесть
Подавая соль смейся, не то поссоришься
Без хлеба не сытно, без соли не сладко
Соли нету, так и слова нету.
- Прослушивание и обсуждение рассказов :
1. Виталий Бианки. Рассказы - Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать.
2. Русская народная сказка – Соль.
в) Познавательно-исследовательская деятельность:
- Рассматривание коллекций кристаллов
- Рассматривание образцов соли (морская, пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн) под лупой, микроскопом.
- опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда исчезает соль при испарении?»)
Вся информация, полученная из разных источников, дала нам возможность составить наиболее четкое представление о разных видах соли и ее возможностях. И именно после этого этапа мы приступили к выращиванию соляных кристаллов.
- Проведение эксперимента
7 марта мы приготовили оборудование для исследования: перчатки, термометр, стеклянные колбы разных размеров, соли, очки, мерная ложка, линейка, медный купорос, горячая вода.
Затем приготовили раствор: растворили медный купорос (кристаллики голубого цвета) в горячей воде, но так, чтобы на дне стакана остались маленькие крупинки. Раствор получился удивительного ярко-голубого цвета.
Профильтровали полученный раствор и поставили стаканы в укромное место.
На третий день на дне каждого стакана появились кристаллики, похожие на крошечные ромбики.
С каждым днем кристаллы увеличивались в размерах.
Затем мы выбрали самые красивые крупные кристаллы, измерили и закрепили их на нити. Затем приготовили свежий раствор медного купороса и разместили в нем кристаллы.
В это же время семья одной из воспитанниц выращивали дома кристалл из сахара (памятки по выращиванию кристаллов из сахара и соли были выданы всем родителям и детям непосредственно в начале проекта Приложение 1). Результат получился очень интересным.
г) Конструирование
После того, как наши кристаллы были выращены и рассмотрены, мы перешли к следующему этапу нашей работы – творческому.
В ходе предварительных бесед и опытов мы вспомнили, что из соли можно не только выращивать кристаллы, но и мастерить с ее помощью удивительные поделки. В нашем случае мы использовали соленое тесто.
д) Изобразительная деятельность
е)Речетворчество
Сочинение сказок
Приключение Тишки и Хохотушки
Жили - были в тридесятом царстве, в тридевятом государстве маленькие песчинки Тишка и его подружка Хохотушка. Всю свою маленькую жизнь они мечтали вырасти в большие и красивые кристаллы. От своих взрослых братьев и сестер, красивых кристаллов, они узнали, что есть маг и чародей Дождь, который помогает маленьким песчинкам вырасти в красивые кристаллы.
Как - то раз решили они в тайне от взрослых отправиться в путешествие, найти мага и чародея Дождя и попросить его помочь им побыстрее вырасти. Шли они, шли, пели песенки, смеялись и радовались всему, что попадалось им на пути. И первым встретилась им на пути красавица принцесса Луна. Тишка решил спросить у нее, не знает ли она, где живет маг и чародей Дождь? Луна им ответила, что встречалась с ним вчера, а сегодня он собирался к принцу Солнце. Отправились Тишка и Хохотушка к принцу Солнце. Шли они, шли и, наконец, повстречали принца Солнце. Солнце ответило им, что от него Дождь ушел с могучим Ветром в зеленую рощу. Пришли Хохотушка и Тишка в зеленую рощу и видят - сидят на поляне Ветер и Дождь, чай пьют. Тут Хохотушка осмелилась и подошла к чародею со своей просьбой. А Дождь ей говорит, что сначала надо заслужить его щедрость, надо угадать его загадку. И загадал:
«Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.»
Тишка и Хохотушка сразу догадались, что это и радостно хором прокричали: «Это же ты, Дождик!» Дождик обрадовался, что песчинки отгадали его загадку, и радостно закапал мелкими теплыми капельками воды. И произошло чудо - Тишка и Хохотушка стали превращаться в красивые и большие кристаллы. Тишка- кристалл стал похож на хрустальный цветок, а Хохотушка - на нежную красавицу снежинку.
С той поры эту историю они рассказывают своим маленьким братьям и сестрам песчинкам, которые, как и они, хотят побыстрее вырасти в красивые кристаллы.
Буханова Ульяна
Секрет Ивана
В некотором царстве, в некотором государстве, не на небе, на земле жил Иван в одном селе. Родители его умерли рано. Он подрабатывал сам себе на житьё- бытьё. Кому избу построит, забор поставит, печку сложит. А в конце работы разукрасит избу, печь, окна разноцветными камнями - кристаллами. Люди удивляются и боятся:
- Это ж дорого будет!
- Это от меня вам подарок! - успокаивает их Иван.
- А зачем ты так делаешь? - спрашивают люди.
- Да чтобы было у вас красиво! - отвечает им Иван.
- Это ж дорогие кристаллы. Где ты их берёшь?- не успокаиваются люди.
- Вот этими руками их делаю!- рассмеялся Иван.
Стали люди поговаривать, что Иван - волшебник. Эти слухи дошли до самого барина. Тот велел своим слугам привезти Ивана к себе. Да решил расспросить, как он делает камни-кристаллы. Но Иван ему ничего не рассказал. Барин разозлился и посадил парня в тёмный сырой подвал.
- Не выпущу из подвала до тех пор, пока в нём не будет камней - кристаллов! -
кричал барин.
По стенам подвала капала вода и висела паутина. Здесь было сыро и темно. Иван потрогал свой заветный мешочек с голубым порошком медного купороса, стал тихо шептать ему:
- Давай, работай, порошочек! Иначе мне не выйти отсюда живым!
Парень стал рассеивать порошок по всем стенам, углам, паутинам. Через несколько дней барин открыл подвал и удивился:
- О, боже, какая красота!
Все стены подвала сверкали изумрудными кристаллами. С углов свисали изумрудные ожерелья. Барин обрадовался, отпустил Ивана, дал ему много денег. На что парень построил себе дом, женился. Стал жить - поживать да горя не знать. А секрет свой он обещал только детям рассказать.
Пчелинцева Соня
Два кристалла
Жили – были два брата, два кристалла. Один был большим и острым, а другой маленьким и гладким. Старший кристалл очень любил ухаживать за собой: чистил себя, протирал. Поэтому блистал всеми гранями. А младший был ленивым и не ухаживал за собой, поэтому был тусклым и некрасивым.
Однажды братья пошли гулять и зашли в красивый магазин. Там было много покупателей. Они увидели яркий, сверкающий кристалл и стали им восхищаться и любоваться. Все покупатели захотели купить такой кристалл, чтобы он радовал своей красотой и дома.
Кристалл был горд собой и стал сверкать ещё ярче. А его младший брат потускнел ещё больше, потому что понимал, что не приносит никому радости. Он решил начать ухаживать за собой, стать большим и красивым.
Третьяков Артем
Девочка Настя и волшебный кристалл
Жила-была девочка Настя. Однажды Настя пошла в лес и заблудилась. Не может найти дорогу домой! Вдруг навстречу девочке вышла старенькая бабушка. Настя испугалась. Бабушка поняла, что девочка заблудилась и решила ей помочь. Она дала Насте кристалл, который оказался волшебным! Бабушка объяснила девочке: «Если кристалл будет синего цвета, значит, ты идёшь не той дорогой, домой не попадёшь. А если кристалл станет зелёным – ты на верном пути». Девочка поблагодарила бабушку и побежала по дорожке, указанной кристаллом. Так с помощью волшебного кристалла Настя вернулась домой к родителям.
Сарапулова Алиса
После данного этапа была создана книга «Магия волшебного кристалла», содержащая сказки и рисунки наших детей.
ж) Работа с родителями
Еще в начале нашего проекта нами была создана памятка по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Чудо – кристаллы (опыты с солью и сахаром)
(консультация для родителей)
В стародавние времена соль и сахар почитали как дорогую диковинку. «Белы как снег, в чести у всех» - так говорит о них народная мудрость. С этими продуктами ребёнок встречается каждый день. Наверное, он уже просил вас рассказать что-нибудь интересное про них. Порадуйте вашего почемучку занимательными экспериментами.
Немного истории. В древности соль по цене приравнивали к золоту. Во многих странах из соли изготавливали деньги. У славян в старину соль означала солнце, а хлеб – землю. Своё уважение народ выразил соли во многих пословицах и поговорках. В них соль почитается как символ гостеприимства, вкусного обеда, доброй беседы.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.
Эксперименты. Они вовлекут маленького исследователя в разгадывание тайн, происходящих с такими привычными белыми кристалликами. Помогите ребёнку вникнуть в суть превращений – комментируйте и рассуждайте.
Соль Сахар
Какая температура лучше?
Для этого опыта приготовьте 4 стеклянных стакана, ложку, сахарный песок, соль, холодную и горячую (около 50-60 градусов) воду.
Ход опыта
1. Налейте полстакана холодной воды.
2. Посчитайте, сколько ложек сахара надо положить в стакан, пока сахар не перестанет растворяться и не начнёт оседать на дне.
3. В другой стакан до половины налейте горячей воды.
4. Посчитайте, сколько ложек сахара удастся растворить в горячей воде.
5. То же самое проделайте с солью.
6. Зафиксируйте результат: в горячей воде растворяется больше сахара и соли, чем в холодной.
Кристаллы соли
Для эксперимента потребуется : соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчатобумажная нить, блюдце, ложка, вода.
Ход опыта
1. Налейте горячую воду в оба стакана. Стаканы поставьте на небольшом расстоянии друг от друга.
2. Постоянно размешивая, сыпьте в оба стакана соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
3. Соедините оба стакана нитью так, чтобы большая её часть висела между ним, а концы были опущены в стаканы до дна. Под нить подставьте блюдце.
Результат: наберитесь терпения и через несколько дней вы увидите, что на нити и на блюдце образовались кристаллы соли. Кристаллы сахара
Для этого эксперимента подготовьте чашку, стакан, очень горячую воду, сахар, чайную ложку, скрепку, карандаш, толстую хлопчатобумажную нить длиной 10 см.
Ход опыта
1. Налейте в чашку очень горячую воду и, помешивая ложечкой, добавляйте сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Делайте это быстро, чтобы вода не успела остыть и растворила больше сахара.
2. Вылейте раствор в стакан. Привяжите один конец нити к середине карандаша, а другой – к скрепке.
3. Положите карандаш на стакан так, чтобы нить погрузилась в раствор, оставаясь натянутой.
4. Поставьте стакан в холодное место и оставьте его там на день.
Результат: на нити собрались кристаллы сахара. Внимательно рассмотрите их, осторожно попробуйте на вкус.
Эффект рассола
Возьмите соль мелкого помола, большой стакан, сырое яйцо, чайную ложку, столовую ложку, воду.
Ход опыта
1. Наполните стакан водой до половины. С помощью столовой ложки осторожно опустите яйцо в стакан.
Результат: яйцо опустилось на дно стакана.
2. Вытащите яйцо из стакана, насыпьте в воду 10 чайных ложек соли, размешайте до полного растворения. Получится крепкий рассол.
3. Опять опустите яйцо в стакан.
Результат: яйцо всплывает вверх. Сила пузырьков
Вам понадобится: пластиковая бутылка, около 150 мл горячей воды, дрожжи, сахар, чайная ложка, воздушный шарик.
Ход опыта
1. Насыпьте в бутылку 3 чайные ложки сухих дрожжей и 2 чайные ложки сахара.
2. Медленно подливайте в бутылку тёплую воду.
3. Наденьте шарик на горловину бутылки и подождите.
Результат: через полчаса вы обнаружите очень занятное зрелище: жидкость начнёт пениться, а шарик надуется.
Сверкающие монеты
Приготовьте медные монетки, бутылку с уксусом, соль, стеклянный сосуд без этикетки, бумажные салфетки.
Ход опыта
1. Вылейте половины чашки уксуса в прозрачный стеклянный сосуд.
2. Добавьте 2 столовые ложки соли.
3. По одной бросайте в сосуд монеты и наблюдайте за тем, что происходит.
Результат: монетки начинают завораживающе блестеть. Для усиления блеска предварительно натрите монеты салфеткой.
Не забывайте о технике безопасности при проведении опыта! Сладкий мелок
Вам понадобится: 1/3 чашки сахара, 1 чашка воды, цветные мелки, чёрная бумага.
Растворите сахар в воде и положите мелки в раствор на 5-10 минут. Краски становятся более яркими и меньше пачкаются – из-за добавления сахара. Рисуйте на бумаге. Давать высохнуть мелкам перед использованием вовсе не обязательно.
И родители с удовольствием приняли участие в нашем проекте, кто-то выращивал кристаллы, кто-то помогал детям в создании сказки.
Заключительный этап. (18.03 -22.03)
а) Подведение итогов
.
Мы узнали, что существует несколько видов соли:
1. Экстра
«Агрессивный» вид соли, ибо не содержит в себе ничего, кроме чистого хлорида натрия. Все дополнительные микроэлементы (обычно полезные) уничтожаются в результате выпаривания воды из нее и при очистке содой. Наименее полезный вид — и для похудения в том числе, потому что более других солей способствует задержке жидкости в организме.
2. Йодированная
Употребление йодированной соли показано людям, живущим в экологически неблагоприятной местности, с заболеваниями щитовидки (увеличением щитовидной железы). При повышении активности щитовидной железы лучше такую соль не есть. Исключительно в плане похудения нет разницы при выборе такой соли: калорийность в ней такая же, как и в обычной.
Не все знают, что, употребляя такую соль, нужно отслеживать срок годности: не позже 9 месяцев со дня изготовления.
3. Каменная и поваренная
Скажем так, это два варианта одного продукта. Каменная соль — неочищенный осветленный натуральный продукт. А поваренная — это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате нагревания удаляются все полезные микроэлементы.
Эти два вида так же, как и «Экстра», имеют свойства чуть больше задерживать воду в организме.
4. Морская
Один из самых полезных видов соли, обогащенная минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид. При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.
В отношении морской соли можно не беспокоиться о сроках годности: ее кристаллы могут храниться бесконечно.
5. Черная
Природная неочищенная соль, которая богата микроэлементами: йодом, серой, железом, калием и др. При постоянном применении действует как легкое слабительное, немного улучшает пищеварение. Из-за большого количества микроэлементов меньше задерживает жидкость в организме, чем другие виды соли.
6. Диетическая
Такой вид соли на самом деле существует. В нем снижено содержание натрия, но зато добавлены важные для полноценной работы сердца и сосудов магний и калий. Жаль только, что, как и многие диетические продукты, она предназначена не для соблюдающих диету, а для людей с определенными заболеваниями (в данном случае остеохондроз).
7. Соль разного помола
Выбор ее зависит не от пользы для здоровья, а исключительно от целей ее использования.
Мелкая — быстро растворяется, поэтому призвана подаваться к столу, добавляться в готовые блюда — чаще всего в салаты и закуски.
Средняя — для сухого посола мяса и мясных продуктов (то есть при натирании солью, для запекания и копчения рыбы, для приготовления овощей, маринования и консервирования.
Крупная — для приготовления супов, мяса, разных видов круп, для засолки рыбы и консервирования овощей.
Узнали что самое соленое море:
Красное. В 1 литре его воды содержится 41 г солей. В среднем за год над морем выпадает не более 100 мм атмосферных осадков, тогда как величина испарения с его поверхности достигает 2000 мм в год. При полном отсутствии речного стока это создает постоянный дефицит водного баланса моря, для восполнения которого существует только один источник - поступление воды из Аденского залива. В течение года через Баб-эль-Мандебский пролив в море вносится примерно на 1000 куб. км воды больше, чем выносится из него. При этом, согласно расчетам, для полного обмена вод Красного моря необходимо всего 15 лет. В Красном море вода очень хорошо и равномерно перемешана. Зимой поверхностные воды остывают, становятся более плотными и опускаются вниз, а вверх поднимаются теплые воды с глубины. Летом с поверхности моря испаряется вода, а оставшаяся вода становится более соленой, тяжелой и опускается вниз, а на камнях образуются кристаллы соли. На ее место поднимается менее соленая вода. Таким образом, весь год вода в море интенсивно перемешивается, и во всем своем объеме море одинаково по температуре и солености, кроме как во впадинах.
Выводы:
В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились всех перечисленных целей. Выяснили, откуда берется соль, узнали, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная? Опытным путем исследовали свойства соли. Нашли много сведений о соли в разных художественных произведениях, энциклопедиях, интернете. Во время исследования стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. При изучении литературы воспитывался интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений. И главное научились самостоятельно выращивать кристаллы соли. По всей проделанной нами работой была подготовлена презентация «Волшебные кристаллы».
По окончании проекта была создана картотека опытов «Волшебница соль» в уголке экспериментирования, в которой собраны все получившиеся кристаллы, рисунки, книга «Магия волшебного кристалла», образцы соли, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры»).
Проведенная работа способствовала улучшению психологического климата в группе. Дети были вовлечены в совместную увлекательную творческую работу, которая принесла много радости, заполнила досуг и вызвала интерес к продолжению исследовательской деятельности. Проект дал возможность реализовать свои идеи.