Татьяна Барадавка
Обобщение педагогического опыта «Растим гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обобщение педагогического опыта «Растим гражданина».
1. Новизна, актуальность новых концептуальных положений, на которых базируется лучшая практика.
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольников, начиная с младшего возраста. Я учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. В процессе всей деятельности дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс не простой. Эта кропотливая работа ведется систематически, планомерно, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, я стараюсь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих на территории республики, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В настоящее время в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Дети не понимают значения слова «герои». В их понимании герои – это Человек-паук, Супер мен. Важно довести до родителей важность воспитания в семье маленького патриота и донести до детей, что герои – это реальные люди, которые живут, может быть, в соседнем дворе, а может в своей семье.
Именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
2. Описание лучшей практики, технологических особенностей ее реализации на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов, анализа продуктов творческой педагогической деятельности, классификации наблюдаемых явлений.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Совместно с родителями оформили семейный фотоальбом и альбом «Профессии наших родителей». Собирая и рассматривая фотографии, я формирую представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение. Одним из таких методов является метод проектной деятельности. Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Моя семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. Следующий проект «Наш сад». Цель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства к детскому саду, воспитывать любовь к детскому саду.
В своей работе я помогаю детям осознать себя неотъемлемой частью малой родины, осознать свою значимость, желание сделать свой край еще лучше и краше, знакомить с историей своего края, его культурой – эти задачи я решала, работая над проектом «К истокам русского народного творчества».
Цель проекта: ознакомление детей с народным декоративно прикладным искусством (Гжель,Хохлома,Городец).
Дети познакомились с русскими народными игрушками, узнали историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. Большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и в формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В игре «Семья», «Дочки–матери» дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту, учатся культуре общения. В игре «Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе есть все необходимые атрибуты для сюжетно–ролевых игр.
3. Результативность воспитательной деятельности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста значительно возрос уровень сформированных нравственно-патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру.
Дети стали более любознательными, активными, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности.
- На занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о городе, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях; проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.
- Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к природе, овладевают правилами поведения на природе. С удовольствием включаются в исследовательскую и трудовую деятельность, связанную с познанием природы. У детей формируются представления о значении бережного отношения к миру природы.
- Формируются представления о многообразии профессий, их
значимости. Дети организовывают сюжетно-ролевые игры на основе
имеющихся знаний.
- У детей расширяются знания детей о своем городе, республике, дети осознают себя частью его, у них возникает желание участвовать в благоустройстве своего города, сделать его лучше, чище, краше.
4. Взаимодействие с родителями.
Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению родителей, педагогов и детей,что формирует положительное отношение к друг другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов к праздникам, в украшении и оснащении группы к праздникам,оформление прогулочного участка группы.