Ирина Кузнецова
Вокальное развитие у детей дошкольного возраста с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлена значение ИКТ в развитии певческого голоса у детей дошкольного возраста. Рассматриваются вокальные упражнения с применением мультимедийных презентаций.
Ключевые слова: ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Публикация «Вокальное развитие у детей дошкольного возраста с применением ИКТ» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, укрепляет голосовой аппарат, в процессе обучения пению особенно активно развиваются музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. Использование ИКТ в вокальном развитии дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. В непосредственной образовательной деятельности используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Для решение задач вокального развития был разработан интересный и доступный материал мультимедийных презентаций. На первом этапе работы используются дыхательные упражнения с помощью ИКТ : «Осенние листья» «белые кораблики» «Снежинки».Суть дыхательной гимнастики – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Работа над дикцией показана в презентации «У бабушки в деревне». В презентации «сказочный лес» -начинается с формирования округлых гласных и отчётливое пропевание. В распевке «Печальный Скрипач» - проговариваются слоги 1) би - бэ - ба - бо - бу - бы; 2) пи - пэ - па - по - пу - пы; следует начинать в медленном темпе, произносить их нужно свободно, не напрягаясь. В русской народной песне «Петушок» в мультимедийной презентации - дети учатся петь напевно, пропевая последний слог в слове. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания. Во время исполнения песен можно использовать разные варианты: можно сопровождать жестами, движениями или несложными танцами, как в видеофрагменте «Робот Бронислав», использовать видео с записью хорошо поющих детей и профессиональных певцов. Если песня на стадии разучивания, то после её названия на экране могут постепенно печататься слова (прием караоке, это поможет ребятам вспомнить текст, чувствовать себя увереннее. Если же песня хорошо знакома, то размещаем текст по куплетам или же использовать видеоряд картинок или фотографий вместо текста. Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Список литературы
1. Методика воспитания в детском саду. / Под. Ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989
2. Планета детства/ Сост. Н. Н. Озерова. - С-Пб. : С- Пб. Изд-во., 1994
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1985
4. Учите детей петь : Песни и упражнения для развития голоса у детей 5- 6 лет : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /Сост. Т. М. Орлова, и др. - М. : Просвещение, 1990