Маргарита Муратова
«Вместе сможем больше». Совместная проектная деятельность детей общего развития и детей с ОВЗ (диагноз ДЦП)
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее десятилетие обеспечение благополучного защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
Закон «Об образовании в РФ» определил статус дошкольного образования как самостоятельного уровня общего образования, провозгласив возможность получения образования всеми детьми, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья (далее ОВЗ).
Публикация «„Вместе сможем больше“, Совместная проектная деятельность детей общего развития и детей с ОВЗ (диагноз ДЦП)» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
ФГОС дошкольного образования подчеркивает важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования. В связи с этим возникает необходимость изучения механизмов и условий социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).
В процессе модернизации должна решиться задача - создания в ДОУ без барьерной среды, которая позволила бы детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование.
Инклюзия для нас – это принадлежность каждого ребенка к сообществу детского сада, признание его важности и необходимости в коллективе. Выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников, на который, безусловно, должен рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести нарушений его развития, что сделало бы жизнь таких детей, более интересной и полной, способствовало бы их развитию и воспитанию.
При инклюзивном подходе в нашей образовательной организации возникла необходимость менять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальности детей.
И в этом направлении наше учреждение делает первые шаги. На данный момент разработан и реализуется социально-значимый проект «Посади дерево». Это новая форма работы в дошкольном учреждении, когда здоровые дети выполняют продуктивную деятельность совместно с детьми ОВЗ с диагнозом ДЦП. При этом всем детям в данной группе предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно - образовательный процесс.
Сложившаяся экологическая обстановка летом 2015 года у некоторых детей вызвала ухудшения здоровья. Это привело к необходимости носить средства защиты органов дыхания. Что не могло остаться незамеченным для самих детей и педагогов. Соответственно возникла ситуация развития детского интереса. Дети стали задавать вопросы: (Почему Гоша пришел в маске? Почему мы так мало гуляли? Чем так пахнет на улице). В процессе обсуждения ситуации и поиска ответов на детские вопросы обозначилась проблема экологического характера. Таким образом, встал вопрос: Что мы можем сделать? Как помочь лесу, деревьям? И мы с ребятами решили посадить и вырастить новые деревья. Так зародилась идея создания проекта «Посади дерево». Разрабатывая и реализуя проект, как новую форму организации деятельности, по данной проблеме, мы пришли к мнению, что если ребенок своими руками посадит и вырастит свое (вдумайтесь в слова «свое», «личное») дерево, то у него сформируется осознано-правильное отношение к природе, он будет беречь и заботиться о красоте родной природы.
Девизом нашего проекта стала пословица :
«Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса – посади».
Активными участниками данного проекта стали родители, педагоги и дети общего развития и дети с инвалидностью, имеющие ДЦП. В ходе реализации проекта дети замачивали семена сосны, а потом садили их в землю.
Детям-инвалидам, в силу их физических особенностей (порез верхних конечностей, было чрезвычайно сложно удержать в руках маленькое семечко, однако, при высокой степени мотивации они могли самостоятельно взять его и посадить в землю.
Дети составляли рассказ на тему «Разве дереву не больно?», заучивали стихотворения, делали зарисовки первых ростков.
После беседы на экологическую тему, по правилам пожарной безопасности в лесу, дети нарисовали и отметили значками что хорошо и что плохо для природы.
Совместно с родителями были изготовлены экологические знаки, родители проявили творческие таланты и придумали герб нашего проекта.
Таким образом, получился целостный, а не разбитый на части образовательный процесс, что позволило детям «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Основываясь на таком подходе к обучению и воспитанию, развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируются навыки сотрудничества. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Достоинство нашего проекта, как развивающейся модели «Вместе сможем больше» в равенстве всех участников, которые имеют равные возможности в процессе деятельности. Таким образом, педагогами создаются условия, в которых дети с ОВЗ могут самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.