Крайко Светлана
Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста
Программа «Мои волшебные пальчики» воспитателя МАДОУ "Ромашка" Крайко Светланы Сергеевны.
Актуальность
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Известно, «рука учит мозг» - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Однако в настоящее время у многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность мелкомоторных навыков : скованность, плохая координация, нарушение их произвольности, неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство мелкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Мелкая моторика – основа развития психических процессов.
Публикация «Влияние развития общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
На сегодняшний день отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Анализ существующих программ по развитию навыка мелкой моторики, а также обширный педагогический опыт работы в МАДОУ выявили острую необходимость разработки и усовершенствования существующих программ. Авторская программа по подготовке руки к письму «Мои волшебные пальчики» - это необходимый дополнительный материал для педагогов к разделу «Обучение грамоте» программы «Развитие» под редакцией Л. Венгера, О. Дьяченко, которая реализуется в МАДОУ. Отмечу, что программа «Развитие» предполагает только обведение букв и умение их прописывать.
Новизна и отличие от типовой программы
Таким образом, в программу «Развитие» внесены следующие изменения и дополнения:
1. Мною полностью разработана и описана характеристика возрастных умений и возможностей детей, т. к. отсутствие данного раздела в типовой программе делало работу по развитию навыка мелкой моторики неполноценной.
2. Подробно представлено отсутствующее в типовой программе учебно-тематическое планирование.
3. Авторская программа «Мои волшебные пальчики» содержит 60% изменений содержания учебного материала с максимальной адаптацией к условиям МАДОУ.
4. Полностью разработан диагностический инструментарий для реализации данной программы, что также отличает ее от типовой программы.
Программа «Мои волшебные пальчики» для детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в группе. Качественная подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящая перед педагогами всех дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки.
Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приёмами работы с нитками, иглой, крючком, ножницами, бросовым материалом.
Только при проведении развивающей работы возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, развитыми коммуникативными качествами.
Цель авторской программы по подготовке детей дошкольного возраста письму предполагает подготовку руки дошкольника к письму (умение ориентироваться на листе, правильно держать ручку).
Основным средством достижения поставленной цели выступает обучение детей изготавливать поделки своими руками. Важно отметить, что изготовление поделок сопровождается формированием и развитием такого важного качества характера как доброта: ребенку приносит удовольствие доставлять радость родным и близким людям, даря свои поделки.
В процессе реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук : точности и координации движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшение и закрепление навыка движения кистей рук и пальцев.
3. Развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, а также памяти, речи детей.
4. Формирование пространственных представлений во время вышивания на ткани, при расположении лекал, рисовании узоров, украшения поделки.
5. Формирование навыка учебной деятельности: действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, сохраняя контроль за собственными действиями.
Программа базируется на следующих принципах:
• принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса предусматривает работу с воспитанниками при активном участии воспитателя, родителей, педагога, занимающегося по данной программе;
• принцип системности и последовательности опирается на представление о том, что формирование графомоторных навыков – это сложная функциональная система, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии. Процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости;
• принцип единства диагностики и педагогического процесса опирается на результаты обследования, определяющие пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана развития;
• принцип сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребёнка опирается на позицию родителя как равноправного участника педагогического процесса;
• принцип развития предполагает выделение в процессе педагогической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка; организация педагогического воздействия осуществляется с учётом ведущей деятельности ребёнка – игры.
Работа с родителями
В соответствии с принципом сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребё нка провожу следующие формы работы с родителями: даю необходимые консультации, беседы, ценные указания. Всё это сопровождается наглядной демонстрацией, знакомством с практическими приемами, проведением мастер – классов на родительских собраниях. Данная работа создает надежную базу для закрепления проводимой работы дома. В конце года родители имеют возможность увидеть результаты занятий по программе «Мои волшебные пальчики» с детьми через отчётную фотовыставку из поделок, изготовленных руками детей.
Необходимо отметить, что в зависимости от поставленных задач и принципов обучения мною используются следующие методы обучения:
• словесный
• наглядный
• практический.
Каждое занятие обязательно включает постановку задач и грамотное объяснение вводного материала. Однако основное время на занятии отводится именно практической работе, что является ключевым моментом при формировании навыка мелкой моторики.
Уровень заданий, а также распределение времени на занятии построены таким образом, что ни один ребенок не остается без активного внимания педагога : с каждым ребенком работаю индивидуально. Важно отметить, что при данной системе работы особое внимание уделяется хорошей освещённости помещения, а также знакомству детей с правилами безопасности при работе с мелкими предметами и деталями.
Занятия по разработанной мною программе «Мои волшебные пальчики» задают положительную тенденцию в развитии и закреплении навыка мелкой моторики (пальчики детей становятся более подвижными, дети узнают и играют в пальчиковые игры, выполняют различные узоры, выкладывают целые картины из бросового материала, счётных палочек, пуговиц). Важно отметить и появление качественной динамики при формировании взаимоотношений между детьми: они учатся помогать друг другу. Дети получают начальные (базовые) основы вышивания, пришивания пуговиц, закрепляется умение выполнять несложные поделки с помощью крючка и ниток. Это доставляет неподдельную радость дошколятам.
Практика показывает : дети, которые занимались по данной программе, легче осваивали технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период - важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются : точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.