Бженикова Марина Муаедовна
Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей младшего возраста
▼ Скачать +Заказ
"Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей младшего возраста"
(выступление на педсовете)
Воспитатель– Бженикова М. М.
.26.02.2021г.
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.
У всех детей адаптационный период протекает по- разному. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог благополучной адаптации.
Публикация «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей младшего возраста» размещена в разделах
В этот сложный период у ребенка возникает переделка ранее сформированных стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, агрессии, общения с окружающими, ухода в себя. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.
Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти игра и изобразительная деятельность, которая является одним из любимейших занятий детей. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу либо пластилин и начинается процесс творчества.
Поставила перед собой цель: способствовать успешной адаптации ребенка к ДОУ с помощью изобразительной деятельности. Для решения своей цели я наметила следующие задачи:
1. Создать эмоционально-комфортные условия в группе, для благополучной адаптации детей.
2. Оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе.
3. Развивать художественную деятельность, как способ успешной адаптации детей к условиям ДОУ.
В период адаптации моя работа с детьми основывалась на следующих принципах:
1. Не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения.
2. Педагог является лишь направляющим.
3. Проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.
Очень важно постараться сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразилось на его здоровье. Физкльтурно – оздоровительные, музыкальные мероприятия, помогают снять напряжение и скованность у детей, способствуют эмоциональной разрядке. Я стараюсь оформить каждый уголок группы с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. В нашей группе она наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Прежде всего, это игрушки. Игрушки эстетичны и привлекательны, вызывают у детей эмоциональный отклик, доставляют им радость и удовольствие, побуждают к активной игровой деятельности и общению.
Активно использую игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю («Солнышко и дождик», «Паровозик», игры с мыльными пузырями, воздушными шарами и т. д., фольклорные и пальчиковые игры. Знакомство детей с разнообразными художественными материалами и инструментами проходит тоже в игровой форме «Волшебный комочек» - пластилин, тесто, глина; «Цветные палочки» - карандаши, мелки.
Рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, так как большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Необыкновенно увлекает малышей рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками, они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10 минут.
Центр изобразительной деятельности мы расположили в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей. Эстетическое оформление его создает атмосферу красоты и творчества, спокойствия и умиротворенности. Мы позаботились о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества. Материалы для художественного творчества мы подобрали достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он может мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, мы предлагаем ему материал другого свойства, цвета, величины. Давали возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, шли на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).
В работе с детьми я использую такие приемы нетрадиционного рисования, как : рисование ладошками, пальчиками, штампами, вилками, в технике "набрызг", работа с природным материалом.
Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
По сравнению с традиционным рисованием, необычные техники позволяют затрачивать значительные меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы.
Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга.
Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки. Это развивает цветовосприятие и эстетический вкус.
Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение.
Применение необычных инструментов и материалов помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях.
Ребёнок учится планированию, заранее определяя последовательность простых действий.
Некоторые методики могут освоить даже маленькие дети, которые ещё не научились правильно держать карандаш или кисточку.
В период адаптации изодеятельность мы использовали в утренние часы при приеме ребенка в группу, в вечернее время и в совместной деятельности.
Дети заходили в группу, рассматривая новый вид деятельности, забывали про слезы и переживания, испытывая интерес, принимались помогать друг другу. Так утренний прием из слез и переживаний плавно перетекал в улыбки и желание творить.
Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.
Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности мы осуществляем в соответствии с содержанием образовательной программы ДОУ, разработанной на основе программы «От рождения до школы» и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой
Атмосфера творчества», созданная в группе не возможна без поддержки родителей. В процессе работы стремились раскрыть родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказывали об условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития творчества.
Мы убедились, что изодеятельность позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, а совместные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом. Кроме того, это помогает детям освоиться с правилами поведения в ДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это - необходимое условие полноценного развития ребе
Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам