Анастасия Черняйкова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вкусно — вредно — полезная еда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 126»
Г. Ярославль
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вкусно – вредно – полезные продукты»
Составила воспитатель: Черняйкова А. Н.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами овощей и фаст- фуда в процессе экспериментирования, продолжать развивать познавательные интересы и воспитывать уважительное отношение в процессе совместной деятельности.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Вкусно — вредно — полезная еда“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Полезная и вредная еда
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Задачи: помочь участникам образовательного процесса понять, что здоровье зависит от правильного питания;
формировать представления детей о пользе и вреде продуктов питания, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно;
продолжать закреплять навыки проведения опытов.
научить проводить несложные опыты с использованием подручных предметов и средств ; воспитывать уважительное отношение в процессе совместной деятельности.
учить рассуждать, вступать в дискуссию, делать выводы, анализируя при этом, учить объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Ход
Воспитатель: чтобы начать наши эксперименты, давайте сыграем в одну игру. «Меняйся местами…»
Дети встают в круг. Воспитатель называет разные продукты и блюда. Тот, кто любит названный продукт, меняется местами с другими ребятами, которые тоже его любят. Если ребенок не любит названный продукт – стоит на месте. В эту игру нужно играть молча.
Воспитатель:
Становитесь дети в круг,
Чтоб узнать, что любит друг.
Если любишь ты продукт,
То местами поменяйся.
Если нет – на месте стой
И по кругу не слоняйся!
Кто очень любит сдобное печенье?
А овощной салат? Вишневое варенье?
Чупа-Чупс? Картофель? Винегрет?
А кто предпочитает супчик на обед?
Хотите я налью вам лимонад?
А может кто-то любит шоколад?
Морковку? Кашу манную? Капусту?
А чипсы? Все наелись!
Очень вкусно! (Гладят животы).
- Я не зря предложила поиграть вам в эту игру. Она показала мне, какие продукты вы любите больше всего. Это Чупа-Чупс, Кока-Кола, шоколад, чипсы. Правильно я угадала?
- Сегодня мы с вами определим, какие вредные вещества додержатся в ваших любимых продуктах и какие есть полезные.
Опыт №1. «Чипсы»
Воспитатель: Итак, начнем. Возьмите белую салфетку и положите на нее чипсы. Сложите ее пополам и раздавите чипсы. Теперь удалим кусочки чипсов с салфетки и посмотрим ее на свет. Что произошло с салфеткой? Она покрылась жирными пятнами с желтым оттенком.
Вывод: чипсы содержат большое количество жира, а желтый цвет значит, что в этом продукте много красителей, что крайне вредно для здоровья.
Опыт №2. «Чипсы и йод»
Воспитатель: А теперь я возьму йод, тот самый, которым мы капаем на ссадины и раны, и капну на край чипсы. Посмотрите, ребята, на кусочке чипса появилось пятнышко. Какого оно цвета? (Синего). Это значит, что в чипсах содержится много крахмала.
Вывод: когда крахмал долго остается во рту, это приводит к кариесу, то есть ваши зубы начинают разрушаться. Если употреблять чипсы часто, крахмал накапливается в организме и человек начинает толстеть. Это к хорошему тоже не приводит. У полных людей развиваются разные неизлечимые болезни.
Опыт №3. «Скитлс».
Воспитатель: Для этого опыта нам понадобятся любые конфеты с яркой, разноцветной, привлекательной оболочкой, например, «Скитлс» или «m&ms». Выложим их на белое блюдце по кругу, по несколько конфет рядом одинакового цвета. Нальем на середину блюдца воды и подождем немного. Мы с вами видим, что краска из конфет расплывается.
Причем, очень яркая.
Вывод: Это говорит о большом содержании красителей в конфетах. Уже видно, что ничего хорошего ждать от этих конфет не приходится. А теперь, перемешаем эту водичку палочкой. Посмотрите, какого неприятного цвета жидкость получилась! То же самое происходит с нашим желудком.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и разомнемся.
Игра «Хлопни-топни»
Будешь правильно питаться –
Со здоровьем будешь знаться.
Знать, ребята, надо точно,
Что полезно, что не очень.
Буду называть продукты:
Блюда, овощи и фрукты.
Коль продукт полезен – хлопни,
Если нет, ногою топни!
Нужно есть, ребята каши,
Рыбу, йогурт, простоквашу,
Чипсы, хлеб и мармелад
Очень вкусный шоколад,
Молоко, кефир, творог,
И с капустою пирог.
Чупа-чупс, салат, компот,
Торт, печенье, сахар, мёд,
Гамбургеры, лимонад,
Макароны, борщ, шпинат,
Мясо, ягоды, котлеты,
Соки, колбасу, конфеты,
Сливу, сыр и апельсин,
Кока-колу, мандарин,
Масло, пиццу, огурцы.
Вы, ребята, молодцы!
Опыт №4 «Картошка»
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная. (картошка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем полезен картофель? Магнием и калием, необходимым для сердца. А еще это овощ содержит крахмал. С помощью него можно создавать чудесные «превращения» и даже склеивать между собой бумагу! Давайте добавим в эту прозрачную жидкость вот эту белую смесь. Это и есть крахмал.
В стакан с водой добавляют ложку картофельного крахмала – жидкость стала белой.
А теперь капнем туда капельку йода- жидкость стала синей!
Вывод: в картофеле содержится крахмал, который в умеренных количествах и в «полезных» продуктах (не чипсах) приносит пользу нашему организму – укрепляет сердце.
Опыт №5 «Сосиски»
Воспитатель: возьмем стаканчики с водой, опустим туда кусочек сосиски и понаблюдаем, как изменится цвет воды (стала цветная, окрасилась)
Вывод: краситель окрасил воду, следовательно, при употреблении сосисок эти вещества попадают в организм человека, что может вызвать аллергию.
СКАЗКА ПРО ПЛЕСЕНЬ
Оборудование: детям демонстрируются продукты содержащие плесень (хлеб, мандарин, помидор)
Жила-была плесень. По правде говоря, жила она не очень счастливо, порой очень даже не счастливо. А всё потому, что никто плесень не любил. Откроет, бывало, бабушка баночку с вареньем, увидит нашу героиню, всплеснёт руками –«Оххохонюшки, опять плесень выросла!». Да и выбросит половину варенья в мусорное ведро. Бывало, захочется Маше бутерброд с сыром. Достанет она хлебушек с полочки, развернёт его, а там… плесень на неё смотрит, улыбается. А Маша вовсе ей не улыбается. Маша наоборот кислую мордочку скривит и кричит что есть мочи: «Мама, мама, тут плесень!» Как будто это зверь какой-то страшный из шкафа вылез, а вовсе не маленькая, зелёная колония на корочке хлеба.
Вот так вот живётся нашей плесени – всё её стараются срезать, выбросить, очень уж не любят, когда она на продуктах растёт. Говорят – «испортился продукт, есть теперь нельзя».
А она что, виновата? Так уж повелось, что её детки – маленькие грибные споры – летают где хотят, садятся на всё вокруг и, если достаточно влажно, есть что покушать, они и прорастают, образуют пушистые колонии разных причудливых цветов. Это и есть плесень.
Да, кстати, а вы знали, что плесень – это тоже гриб? Из одного царства она с теми самыми грибами, которые вы любите осенью в лукошко в лесу собирать. Только в лесу грибы – опята, белые, подосиновики да подберёзовики – это плодовые тела гриба. А плесень – это микроскопический гриб, его только под микроскопом можно рассмотреть.
Поэтому плесень не виновата, что варенье у бабушки испортилось или Машин хлебушек кушать уже нельзя. Чтобы плесень не выросла на продуктах, нужно было бабушке больше сахара в варенье класть или баночку лучше кипятить, а Машеньке хлеб в холодильнике хранить.
Плесень наша всё же не сдавалась, хотела чтобы и её полюбили, как любят детки её родственников - лисичек да сыроежек. Стала плесень себе разные наряды подбирать. И стала такая красивая – то зеленая, то жёлтая, то красная, то белая и пушистая. А еще подсказала людям, что можно её в некоторые виды сыра добавлять, чтобы он становился ещё более вкусным. А плесень, которую туда добавляют, люди стали называть благородной.
А ещё плесень однажды спасла человечество, представляете? Как это было? Сейчас расскажу.
Жил-был один английский учёный. Он много работал и всю жизнь мечтал сделать какое-нибудь великое открытие. Особенно сильно он мечтал найти лекарство для людей, которые страдают от воспалительных заболеваний, ран, инфекций, вызванных бактериями. В те времена врачи не умели лечить такие болезни.
Надо сказать, что наш учёный работал в небольшой лаборатории, которая была до потолка завалена грязными чашками с питательной средой, на которой у него росли разные виды бактерий. И вот однажды он решил прибраться и выкинуть, наконец, старые чашки. Открыв очередную чашку, он замер в изумлении. Что же это такое? Вся чашка была покрыта слоем бактерий, а в одном месте, вокруг неизвестно откуда залетевшей зеленой плесени, бактерий совсем не было. «Эврика! – закричал учёный, - это же значит, что плесень выделяет какие-то вещества, которые убивают бактерии!»
Впереди был долгий и мучительный путь поиска и выделения этого вещества. Но и с этой задачей учёные справились. С тех пор в арсенале человечества есть очень ценное вещество – антибиотик – которое помогает нам справляться с самыми тяжелыми бактериальными инфекциями.
А наша подружка плесень больше не грустит. Потому что поняла, насколько важна она в природе. На продуктах она вырастает лишь потому, что кто-то не позаботился о стерилизации или не правильно хранил продукты.
Не стоит, ребята, судить по внешности. Может быть плесень и не очень красива, зато сколько пользы несёт для нас.
Загадки «Сказочное меню»
Любимое лакомство Карлсона? (плюшки)
Изделие из тесиа, убежавшее от дедушки и бабушки? (Колобок)
Угощение для бабушки, которое несла Красная Шапочка? (Пирожки и горшочек масла)
Какой овощ тянули впятером, а в шестером вытянули? (Репка)
Гостинцы, которые нес в коробе медведь? (Пирожки)
Что ела Маша в избушке трех медведей? (Похлебку)
Терапевтическая сказка для детей «Фастфудики»
Жил-был мальчик. Звали его Семён, и было ему 5 лет. Был он хороший мальчик, такой же вот как ты: ходил в садик, любил играть с папой в Лего, помогать маме на кухне, ездить в гости к дедушке и играть в футбол во дворе. Только вот не нравилась Семёну еда, которую готовила его мама. Вместо супа, котлет с овощным гарниром и гречневой каши он хотел кушать гамбургеры, чипсы, пирожные и шоколад. Да ещё всё это запивать Кока-Колой и Фантой. Представляешь! И сколько мама ему не говорила, что гамбургеры, чипсы и всякая подобная еда вредны, Семён ей не верил, а иногда даже устраивал скандал: плакал, кричал, топал ногами, если мама отказывалась везти его в Макдональдс.
Иногда ему, правда, удавалось слезами или примерным поведением уговорить родителей поехать в кафе с фаст-фудом. И вот однажды в таком кафе и произошла эта история.
Было воскресенье, и Семён с родителями заехали пообедать. Мальчику очень хотелось съесть гамбургер и целую гору картошки фри. Папа занял очередь в кассу, мама пошла помыть руки, а Семён остался за столиком ждать. Мальчик сидел и оглядывался по сторонам, смотрел, что едят люди за другими столиками, пока вдруг не бросил взгляд на соседний столик. Люди оттуда уже ушли, а остатки еды пока никто не убрал. Но что такое? На столике что-то происходило. Кто-то суетился там, тащил со стола жареную картошку. Муравьи? Но нет, таких больших муравьёв не бывает! Семён поднялся и подошёл поближе, и вот что он увидел. На столе копошились маленькие человечки. Были они ростом со спичечный коробок, все толстенькие, с бледными лицами. Двигались они не очень расторопно, видно было, что они запыхались и устали — да и не удивительно, при такой-то толщине. Семён не выдержал, вскочил с места и подбежал к соседнему столику.
— Эй, вы кто такие? – воскликнул он.
Человечки застыли в нерешительности.
— Нас заметили, сматываемся, — прошептал один.
— Уже поздно, — ответил ему его товарищ.
— Постойте, не уходите, я никому не расскажу про вас, просто скажите мне, кто вы такие,
— прошептал Семён, наклоняясь поближе.
— Думаете, можно верить этому гиганту? – спросил один из человечков.
Другие только плечами пожали. Минуты две они переминались в нерешительности, пока
наконец один из них не заговорил:
— Ну ладно, расскажем, а потом пойдём, договорились? И ты молчок про нас!
Мальчик кивнул.
— Фастфудики мы, — сказал тот же человечек. – Живём здесь, под ресторан, у нас там
город свой есть. Питаемся остатками еды.
— Поэтому мы такие толстые, видишь? И двигаемся медленно, — добавил другой.
— А как это связано? – не понял Семён.
— Как? Разве ты не знаешь, что еда из фаст фудов очень вредная для здоровья! Там много
нехороших жиров и углеводов, и всякой разной вредной химии. Из-за неё мы толстеем, у нас нет сил, а зубы из-за сахара из кока-колы и пирожных очень сильно портятся.
— Зачем же вы едите тогда эту еду, если знаете, что она вредная для вашего здоровья?
спросил Семён.
— Ну так, это просто: мы тут живём, и еда близко, да и идти куда-то в другое место нам
лень, — ответил человечек. – Ну всё, теперь ты нас отпустишь?
Семён снова кивнул, а человечки, схватив брошенную со страха картошку фри, потащили её дальше. Семён смотрел на них во все глаза, и не мог поверить в случившееся.
Тут к столу подошла мама.
— Что-то случилось? Почему ты встал? – спросила она.
— Мам, ты знаешь, я больше не хочу есть эту еду, — улыбнулся мальчик. – Давай скажем
папе, чтобы он не стоял в очереди.
— Но почему? Ведь ты так просил приехать сюда! – удивилась мама.
— Знаешь, мам, я понял, что эта еда вредная для моего здоровья, лучше я буду кушать
полезные овощи, фрукты, мясо. Правда, ведь?
— Правда, милый мой, — кивнула мама. – У меня как раз дома есть вкусный суп, да и
салат я быстренько сделаю. Пойдём позовём папу!