Хапаева Лариса Борисовна
Включение цикла интерактивных мультимедийных упражнений в практику работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Во всем мире использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. «Завтра» сегодняшних детей - это информационное общество. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).Использование интерактивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальным, поскольку они позволяют активно вовлечь детей в образовательный процесс, во взаимодействие как с педагогом, так и со сверстниками.
Публикация «Включение цикла интерактивных мультимедийных упражнений в практику работы по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Интерактивные упражнения – это набор заданий, которые можно выполнять непосредственно в сети Интернет в режиме онлайн. Отметим, что интерактивные упражнения относятся как к тренажерам, так и к учебно-игровым электронным средствам образовательного назначения, поскольку с их помощью можно отрабатывать различные умения, закреплять пройденный ранее материал, а также создавать различные проблемные ситуации игрового характера.
Преимущество ИКТ
Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творчества детей
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность индивидуализации обучения (учитываются возрастные и личностные особенности каждого ребенка; дети сами могут выбирать темы заданий, игровая форма упражнений позволяет усилить мотивацию детей к выполнению поставленной задачи)
С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта).
Позволяет увеличить восприятие материала за счет расширения количества иллюстративного материала
Использование интерактивных мультимедийных упражнений обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала
Одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация что облегчает процесс восприятия.
ИКТ и развитие речи детей
Преимущество интерактивных игр в том, что их можно использовать на любом этапе в организованной образовательной деятельности, как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении материала.
В свою очередь интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания или общения.
Использование интерактивных игр расширяет возможности педагога в выборе материалов и форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Они позволяют:
развивать грамматический строй речи;
развивать связную речь – диалогическую и монологическую;
формировать активный словарь у дошкольников;
формировать и развивать звуковую культуру речи.
Цель: развитие речи через мультимедийные интерактивные упражнения.
Задачи:
1. Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);
2. Развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
4. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
5. Формирование связной речи у детей.
6. Развитие у детей умений пользоваться сенсорной доской.
Примерная структура непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ
Подготовительная часть занятия:
- это погружение детей в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых;
- создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение детей, побуждающая их к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере;
- пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.
Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами.
Основная часть занятия: совместная с педагогом игра детей за сенсорной доской.
Заключительная часть:
- здесь подводится итог занятия: анализ вместе с детьми выполненных заданий, индивидуальное оценивание участия детей на занятии, определение новых целей;
- снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, снятие мышечного напряжения (физминутки, релаксационные игры и упражнения).
В процессе работы мною была разработана серия интерактивных игр по развитию речи.
Здесь идет закрепление представлений детей об объектах окружающего мира, профессиях, закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку, расширение и активизация словаря.
На10 слайде рассмотрим игры на тему «Транспорт» и более подробно остановимся на игре «Угадай транспортное средство» ребенок получает инструкцию «Найди все транспортные средства на экране. Назови их. Послушай, какие звуки издает транспорт, подбери изображение и соедини в пары», данная игра активизирует процессы мышления, внимания, развивает смекалку и речевую активность; активизирует слуховое восприятия детей, учит узнавать по звучанию транспортные средства и называть их
Далее представлена серия игр «Четвертый лишний», которые способствуют:
• закреплению обобщающих слов; обучению детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения; обогащению предметного словаря; формированию умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что; обогащению знаний о предметном окружении; развивают память, внимание, мышление.
На слайдах 14, 15,16 вам представлены игры на тему «Домашние и дикие животные» которые направлены на :
• Развивают у детей представлений о животном мире; активизируют речь, расширяют словарный запас; побуждают детей узнавать и называть животных и их детенышей; способствуют развитию речи и вниманию, активизируют слуховое восприятия детей, учат узнавать по звучанию животных.
Далее представлены игры «Что сначала, что потом» составление рассказа по серии сюжетных картин. В эти игры можно играть тремя разными способами
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связный рассказ.
2. Детям предлагается только одна картинка. Задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания детей предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Показываю на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку и составить связный рассказ.
Эти игры способствуют развитию умения связно говорить, самостоятельно строить предложения.
В процессе использования интерактивных игр:
у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
развивается мелкая моторика за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
Формируется и развивается совместная координированная деятельность зрительного и моторного анализаторов, т. к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;
Повышается самооценка ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
Расширяется объем получаемой информации, увеличивается восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление) .
Таким образом, разработанная и апробированная система игр доказывает результативность использования ИКТ в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста.