Веселовацкая Татьяна
Виды совместной деятельности в детской образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие, как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.
Публикация «Виды совместной деятельности в детской образовательной организации» размещена в разделах
Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.
Совместная деятельность педагога и детей включает:
• диагностику (первичную, текущую, контрольную)
• наблюдения на природе
• игры (развивающего характера, сюжетные, подвижные, дидактические)
• рассказы воспитателя, чтение детской литературы
• беседы и разговоры с детьми
• рассматривание дидактических картинок
• просмотр диафильмов, фильмов, презентаций
• различные виды продуктивной деятельности
• досуги и праздники
• выставка художественной литературы.
Дошкольники способны стать участниками совместной деятельности тремя способами :
• наблюдая за деятельностью взрослых
• слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ
• практически участвуя в ней
Какие формы ни принимала бы совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с объектом, неравнодушного отношения к нему, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что происходит на глазах у детей. Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников меняются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а вам помогают, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным.
Основные типы совместной деятельности.
- Совместная деятельность первично-ознакомительного типа. Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей в играх осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод – от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с недоступными для непосредственного их восприятия данными. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы.
- Совместная деятельность углубленно-познавательного типа. Содержание игр, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между различными элементами. Тематика таких игр определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Игры углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника;
- игры обобщающего типа. В играх обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Формирование обобщенных представлений происходит при использовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов – это алгоритм формирования обобщенного знания. Обобщающие игры, беседы позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Еще один вид совместной деятельности – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Педагогические задачи - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Вывод
Характерными особенностями совместной деятельности являются : контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата; наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияет на достижение конечного результата.