Светлана Евсеева
Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Виды математической деятельности в работе
с детьми дошкольного возраста.
Трусилина Светлана Валерьевна,
воспитатель
МБДОУ Детского сада №172 «Голубка»,
г. Ульяновск
Занятия составляют основную форму развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития дошкольника и подготовки его к школе. Занятия способствуют вооружению дошкольников знаниями второй категории, повышенной трудности, достаточно обобщенными, что лежат в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не может. На занятиях же реализуются практически все программные требование; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач выполняется комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Темочки:
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии дошкольника, воспитателю необходимо проявлять всемерную заботу о том, чтобы все дети активно участвовали в ходе занятий, проявляя при этом свою действенность и инициативу.
Процесс развития мышления методически заключается в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация и др., что составляет общее условие функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания.
Практика работы дошкольных учреждений убеждает в том, что преподаватели часто используют репродуктивные методы обучения. Но наличествует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них является занимательность. Проблеме занимательности посвящали свои исследования по психологии и педагогике Ю. К. Бабанский, К. А. Лыгалова, Д. И. Трайтак, И. Д. Синельникова, Н. И. Гамбург и др. Психолог П. Кудлер, указывал на то, что наука развивается так быстро, что человек не способен обойтись без научных знаний, которые популярно изложены.
Психолог и педагог Я. И. Перельман полагал, что занимательность служит главным средством, которое помогает сложным научным истинам придавать доступность для непосвященного человека, доставлять ему удивление, возбуждая в нем процессы мышления, наблюдательности, способствовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности [16, c. 34]. Исследования психолога Н. И. Гамбург доказывают, что шутки, курьезы активизируют мысли, озадачивая и побуждая к поиску.
Сущность занимательности представлена новизной, необычностью, неожиданностью. Занимательный материал специально создаётся для умственного развития, требуя от детей для своего решения догадливости, сообразительности. Все это развивает такие мыслительные операции, как умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и др.
Но при этом нельзя забывать о том, что занимательность эффективна тогда, когда педагог понимает ее как фактор, который оказывает влияние на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе довольно многообразно. Г. И. Щукина так говорит об этой многообразности:
– первоначально толкает к познавательному интересу;
– служит опорой для эмоциональной памяти, являясь средством запоминания особенно трудного материала;
– своеобразно разряжает напряженную обстановку, представляя средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
– повышает эмоциональный тонус познавательной деятельности дошкольников с недостаточной работоспособностью, мобилизуя их внимание и волевые усилия.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений широко применяют занимательность в педагогическом процессе. Мы вслед за учёными полагает, что наиболее эффективные результаты можно получить, используя занимательность при обучении старших дошкольников математике.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.
Занимательный математический материал помогает решить задачи всестороннего развития и воспитания дошкольников : активизация умственной деятельности, заинтересованность математическим материалом, увлечение и развлечение дошкольников, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, упражнения.
Дошкольники весьма заинтересованно воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы, осуществляя настойчивый поиск путей решения, которые ведут к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, старший дошкольник испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, которые содержатся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Многообразие занимательного материала предоставляет основание для его систематизации. Мы убеждены, что наиболее подробно классифицирует занимательный математический материал З. А. Михайлова, выделяющая три основные группы:
– развлечения;
– математические игры и задачи;
– развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Математические развлечения - головоломки, ребусы, лабиринты - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаясь необычностью решения, парадоксальностью результата.
Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, которые формируются у дошкольников. При решении необходимо провести анализ представленной ситуации, а потом, опираясь на опыт и знания, произвести правильные выводы.
Дидактические игры и упражнения развивают у дошкольников логическое мышление. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры формируют новые знания и способы действий, в связи, с чем являясь оптимальным средством обучения дошкольников основам математики.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них имеет практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом способствует усвоению дошкольниками определенных способов действий и математических представлений, которые им соответствуют. Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на дошкольников : показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д.
Решение занимательных задач в дошкольном возрасте формирует и совершенствует развитие общих умственных способностей, интереса к изучению математики, смекалки, сообразительности.
Таким образом, занимательный математический материал служит результативным средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.