Марина Мельничук
«Виды и способы релаксации» — конспект практического занятия для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: педагоги-психологи ДОУ ШР
Большакова Т. В., МКДОУ №12 «Солнышко»,
Мельничук М. В., МКДОУ № 9 «Подснежник»,
Муратова Н. В., НШДС № 14,
Сачкова Н. В., МКДОУ № 2 «Колосок»
Халус М. Н., НШДС №4
Черепанова Г. В., МКДОУ № 10 «Тополек»
Шапошникова Н. В., МКДОУ № 6 «Аленький цветочек»
1. Приветствие, настрой на работу, введение в тему встречи: «Обучение методам ре-лаксации, возможность применения метода в работе с детьми».
Публикация «„Виды и способы релаксации“ — конспект практического занятия для педагогов» размещена в разделах
2. Участники принимают «Правила работы в группе» :
- работа «здесь и сейчас»
- высказывания только от 1 лица и т. д.
3. Упражнение «Ручейки, озера, камушки». Настрой на работу.
Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в раз-ных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливают-ся, берутся за руки и строят круги – озера. На сигнал «Камни!» участники замирают на месте.
Рефлексия: Как ощущения? Готовы ли работать?
4. Краткая теоретическая справка
Что такое релаксация? Это способы, которые помогают человеку расслабиться и из-бавиться от негативных последствий стресса. Релаксации помогают, прежде всего, рас-слабиться на уровне мышц, а также на ментальном уровне, то есть остановить поток нега-тивных мыслей, которые усугубляют стресс.
Релаксация помогает высвободить энергию, которая вырабатывается во время стресса, направить ее в нужное русло. Именно поэтому после релаксации человек чувст-вует себя отдохнувшим и наполненным энергией и силой. При регулярном применении релаксация уменьшает стресс, улучшает сон, общее самочувствие, повышает самооценку.
В релаксациях важна регулярность. Лучше приучать организм к расслаблению по 5-10 минут ежедневно. Существует много методов релаксации : отдых, сон, визуализации, массаж, физиотерапия, переключение внимания, лекарства, дыхательная гимнастика, гип-ноз, самогипноз, растяжка, аудиорелаксация, прогрессивная мышечная релаксация, меди-тации, при помощи воды, мысленная релаксация. Сегодня мы на практике вместе с вами почувствуем действие некоторых методов релаксации. Все, что будет представлено сего-дня, вы можете использовать в работе с детьми.
5. Практическая часть
Игровой самомассаж. Ему можно обучить детей, выполнять в парах или в группе. Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естествен-но развиваться организму ребенка, совершенствоваться его отдельным органам и систе-мам.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и инди-видуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не на-давливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упраж-нения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопро-вождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Стихи сопровождаются следующими движениями:
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихло-пывают друг друга по спинкам.
Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! Постукивают пальчиками.
Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! Поколачивают кулачками.
Массаж спины «Суп», выполнять можно в парах.
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.
Чики – чики – чики - ща! Вот капустка для борща.
Покрошу картошки, свеколки, морковки
Полголовки лучку, да зубок чесночку.
Чики – чок, чики – чок –и готов борщичок. Похлопывают ладонями.
Постукивают ребрами ладоней.
Поколачивают кулачками.
Поглаживают ладонями
Упражнение «Мягкие подушечки»
Понадобятся подушки, мягкие игрушки, шарфы (для каждого участника). Это уп-ражнение можно использовать с самыми маленькими детьми в период адаптации, чтобы снять мышечное напряжение, вызвать положительные эмоции. Упражнение выполняется в кругу, можно сидя на полу. В такт музыке (медленно) :
У меня игрушечка – мягкая подушечка.
К сердцу прижимаю, крепко обнимаю,
Ручками ласкаю, глазки закрываю, носиком вдыхаю.
Тихо. Отдыхаю. (Повтор 2-3 раза).
Упражнение рисунок по кругу «Что такое релаксация»
Участники делятся на 2-3 группы. Задание: нарисовать часть общего рисунка на за-данную тему (по очереди).
Обсуждение рисунков
Группы дают название каждой работе.
Ведущий задает вопросы участникам:
Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?
Какие мысли были, когда к вам переходили по кругу рисунок?
Какие эмоции вы испытывали?
По какому принципу выбирали цвет карандаша?
Ведущий наблюдает реакции участников и при сильных реакциях анализирует это состояние. Если у кого-то из участников пошли сильные эмоции, то ведущий обязан про-работать эти эмоции с данным участником либо в группе, либо в индивидуальном ключе.
Классическая релаксация «Рыбки»
Участники удобно располагаются перед экраном. Релаксация может сопровож-даться видео-рядом «Океан» или музыкой.
Инструкция: примите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.
Представьте себе, что вы – разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, много шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камушки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно.
Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на мор-ском дне…
(Включатся музыка 3-5 мин.) Музыка затихает.
Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря…Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день!
Рефлексия. Участники заполняют анкету-отзыв.