Ирина Беляева
Технологическая карта ОД по речевому развитию для средних дошкольников «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста
с использованием мнемотехники
Тема: «Весна. Перелетные птицы»
Возрастная группа: средний дошкольный возраст
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Цель: Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах, развитие связной речи и навыков словообразования с помощью приемов мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Технологическая карта ОД по речевому развитию для средних дошкольников „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Упражнять детей в умении рассказывать об отличительных признаках весны, связно, в логической последовательности, используя мнемотехническую таблицу.
Развивающие:
Развивать интерес к природе, делать выводы, высказывать свое мнение.
Расширять и углублять представления о перелётных птицах
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, желание и готовность ухаживать за птицами: подкармливать их зимой и радоваться возвращению весной.
Речевые: словарная работа - обогащение словаря (капель, проталины, первоцветы, перелетные, зимующие, набухают, цветущая, яркая, долгожданная, звонкая, поющая, активизация словаря.
Планируемый результат:
Расширение кругозора об окружающем мире, в частности о признаках весны;
Умеют отвечать на вопросы, проявляют любознательность и наблюдательность;
Воспитывается бережное отношение к птицам
Пространственно-временной ресурс: групповая комната, 20 минут
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про перелётных птиц, чтение художественной литературы Г. Х Андерсен «Дюймовочка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», знакомство с символами – рисунками мнемоквадратов
Программно - методическое обеспечение: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.;
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа»
Оборудование: картинки с иллюстрациями перелетных птиц, конверт с перьями – заданиями, макет с двусторонним изображением солнца, силуэтное изображения птиц (грач, ласточка, кукушка, цапля, соловей, аудиозапись с пением птиц.
Ход занятия:
Дети встают полукругом.
Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт.
Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку
Эти птицы знак весны,
Чуть проталины видны,
Безошибочно по звездам
Путь находят к старым гнездам.
В их колониях галдеж,
Ничего не разберешь.
Зерна ест, клопов, жуков.
Мышевидных грызунов.
От вредителей как врач
Сад спасает черный.
Ну, конечно, это грач.
Посмотрим, что в конверте.
А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много туч, часто идут дожди.
Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»
Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем птицам вернуться?
- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.
Выставляются картинки с изображением птиц,: грач, журавль, скворец, ласточка
Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.
- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?
- А в конверте есть еще кое-что.
- Скажите, что есть у всех птиц?
- А чем покрыто тело птиц?
- Правильно, перьями.
- И вот здесь в конверте грач передал нам перья с заданиями.
- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?
- Начнем игру?
1 перо. Переворачиваю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Воспитатель читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель).
День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче).
Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники для грачей (скворцов).
Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы.)
Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
-Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.
Немножко отдохнем
Физ. минутка «Солнце»
Снова нет ручьям покоя
День и ночь журчат в кустах
Ходит солнце золотое
В чистых- чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг.
2 перо «Сложные слова»
Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.
Д/и «Сложные слова».
Белая грудь — белогрудая;
длинные крылья — длиннокрылая;
короткий хвост — короткохвостая;
чёрные глаза — чёрноглазая;
серые глаза — сероглазая;
громкий голос — громкоголосая;
пестрые крылья — пёстрокрылая.
Черное крыло – чернокрылая
Длинный хвост - длиннохвостая
желтый клюв – желтоклювая
Длинные ноги - длинноногая
Молодцы, и с этим заданием справились успешно!
3 перо «Отгадай»
Ребята, наш гость грач приготовил для вас загадки с ответами - схемами.
Попробуйте их отгадать
(предложить детям,
силуэтное изображения птиц)
На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку" (кукушка)
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины
(ласточка)
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек
(цапля)
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей (грач)
- Про кого эти загадки?
- А как всех этих птиц можно назвать одним словом?
- Почему их называют перелетными?
- Почему птицы улетают в теплые края?
-Как птицы улетают?
П/и «Стайка».
(Звучит музыка)
-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички,
Птички – невелички. Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, Поклевали птички крошки
(Пока дети выполняют движения, незаметно перевернуть изображение солнышка, на мольберте)
- Ребята, пока мы с вами играли, солнышко проснулось, теперь с каждым днем у нас будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.
- Мы сегодня много интересного рассказали про перелетных птиц. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?