Надежда Лаврентьева
Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»
автор: учитель-логопед Лаврентьева Надежда Александровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 36 г. Г. Воронеж
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: «Весна. Перелетные птицы»
для детей на логопункте подготовительной группы.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Весна, Перелетные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная область: «Развитие связной речи»
Цель: Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах.
Задачи:
Обучающие:
учить детей формировать вопросы по описанию предмета;
закрепить представления детей о перелетных птицах;
закрепить название птиц, их внешние признаки;
учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;
активизация словаря по теме;
формирование грамматического строя речи;
упражнять в образовании сложных прилагательных;
Развивающие:
развитие конструктивного праксиса в составлении из спичек домика-скворечника и разрезных картинок;
развивать артикуляционную, мелкую моторику;
развитие внимания, памяти, мышления;
Воспитывающие:
воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;
воспитывать самоконтроль за речью;
воспитывать умение участвовать в совместной игре;
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Словарная работа: красноклювый, черноглазый, ширококрылый, желтоклювый.
Оборудование: кукла Петрушка, предметные картинки, цветные палочки, скворечник, игрушка-птичка, схема предлогов.
Предварительная работа: рассмотрение картинок с изображением птиц, слушание голосов разных птиц.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед)
Логопед : Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года весна.
Логопед : Какое время года было перед весною?
Дети: Перед весною была зима.
Логопед : Какое время наступит после весны?
Дети: После весны наступит лето.
2. Логопед : Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла (весна)
Логопед : Ребята, а к нам на занятие пришел Петрушка (заносит куклу) Он тоже хочет узнать о птицах и о весне. Расскажем ему?
Но сначала, разомнем наш язычок (артикуляционная гимнастика)
3. Давайте покажем, как природа радуется
Природа радуется приходу весны — улыбка
Дует ласковый ветерок – трубочка
Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще (лошадка)
Травка тянется к солнышку – индюк
Веточка качается от ветра – часики
4. Основная часть
Беседа о весне и перелетных птицах
Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:
(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)
1. Что весной греет, светит, припекает?
Дети: (солнце)
Логопед : Что весной голубое, высокое, чистое?
Дети: (небо)
Логопед : Что весной бежит, журчит, поёт?
Дети: (ручьи)
Логопед : Что с крыши свисает, капает, тает?
Дети: (сосульки)
Молодцы вы хорошо знаете приметы весны.
5. Логопед : Давайте представим, что мы попали в весенний лес.
Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!
(поют птицы). (пенье птиц)
— Ну, что чудо произошло? –Да!
— Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу? - Это птицы!
6. Логопед. Правильно весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.
-Как называются эти птицы?
Дети: перелётные, дикие.
Логопед : Почему они называются перелётными, дикими?
Дети. Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края. Дикие птицы живут в лесу. А люди, которые изучают птиц, называют ОРНИТОЛОГАМИ. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем Петрушке узнать много нового о жизни птиц. Давайте все дружно проговорим ОРНИТОЛОГИ.
– Вы готовы со мной поиграть? (да)
– Тогда продолжаем.
Но прежде, чем приступить к работе, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.
7. Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопитесь, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели (указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)
8. Логопед : У вас на столе лежат конверты, палочки, составим из них скворечники, домики для наших птиц и поселим туда наших птичек. Посмотрите, что там еще лежит?
9. Дети собирают разрезные картинки, скворечник из палочек.
У вас получились скворечники с перелетными птицами. Они очень красивые и разные.
А теперь для Петрушки мы еще раз проговорим про наших перелетных птиц. У нас лежит картинка, давайте посмотрим и расскажем на ней нарисовано. (Проговаривание мнемотаблицы)
Логопед : Молодцы вы справились с заданием, уберите картинки в конверт.
10. Дальше готовы играть?
Логопед : Ребята, сравните птиц с людьми и животными
У человека – дети, а птицы – птенцы
У человека – нос, а у птицы – клюв
У животных – шерсть, а птиц - перья
У человека –руки, а у птиц крылья
11. Давайте поиграем в Игру «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
Логопед. Скажите,
Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья –
У Утки короткие лапы – коротколапая.
У Соловья желтый клюв- желтоклювый.
12. Игра «Чей клюв, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
У аиста клюв (чей) – аистиный, голова (чья) –аистиные.
У грача клюв (чей) –грачиный, голова (чья) –грачиная.
У лебедя клюв (чей) –лебединый, голова (чья) –лебединая.
У соловья клюв (чей) –соловьиный, голова (чья) –соловьиная.
13. Логопед : Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз
чтобы глаза отдохнули.
Птицы прилетели, на окошко сели,
Птицы вправо полетели,
Птицы влево полетели,
Птицы вверх полетели и на ветку сели,
Птицы посидели и вниз полетели.
14. Игра «Что делает птичка?»
На доске находятся схемы предлогов ЗА, НАД, НА, В, ПОД.
Рядом находится скворечник, логопед переносит птичку в разные места. Дети составляют предложения с данными предлогами и показывают схему предлога.
(картинка птицы + предлог + макет скворечника….(скворец на скворечнике)
15. Физминутка
Стихотворение со словами- действиями.
Птицы могут летать высоко (руки вверх,
Пролетать над озерами синими (присесть,
Улетать из гнезда далеко (руки вперед,
Ввысь взлетать над горами красивыми (руки вверх).
Облетать они могут лес (взмахи руками).
Залетать за башни высокие (встать на носки, потянуться,
Подлетать под низкий навес (присесть)
И слетать с крыш в ямы глубокие.
Ребята я вам предлагаю поиграть со мной в интересную игру.
16. Игра «Прилетели птицы»
Воспитатель: Ребята я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы : ласточки, скворцы
Мухи и стрижи…
Дети хлопают
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: Мухи.
Воспитатель: А мухи - это кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Вы правы. Не что же, продолжим:
Прилетели птицы : ласточки, скворцы,
Аисты, грачи,
Галки, макароны.
Дети хлопают
Воспитатель: Начинаем снова:
Прилетели птицы :
Скворцы, куницы.
Если дети не обращают внимание на куниц, воспитатель объявляет счет: Один ноль в мою пользу. Куницы вовсе не птицы
Воспитатель: Продолжаем игру.
Прилетели птицы : ласточки, скворцы.
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Дети хлопают
Воспитатель: молодцы, ребята, так держать!
Воспитатель:
Прилетели птицы :
Ласточки, лебеди,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Каркуша: Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично!
Воспитатель: Петрушка, а ты знаешь, что люди считают птиц друзьями? Ребята объясните, пожалуйста, почему?
(Ответы детей) Потому, что они поедают насекомых и гусениц, сохраняя деревья, поля и огороды, а также парки и скверы.
17. И все-таки наш Петрушка не понимает почему птиц называют птицами. Давайте эму расскажем.
На стенде. Дети называют то, что есть у птиц, и выставляют карточки со схемами части тела птиц.
Воспитатель: Ребята, давайте хорошо рассмотрим птиц. Что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. У всех птиц есть крылья, они могут летать. Этим птицы отличаются от других животных.
18. Игра «Кто я?» «Что я?»
Логопед : Мы сейчас поиграем в интересную игру. У нас будет ведущий, ему на голову мы закрепим картинку. Ведущий должен задавать вопросы, а вы можете отвечать только ДА или НЕТ. Ведущий задает вопрос до тех пор пока не отгадает, что у него изображено ( картинки: сосулька, солнце, подснежник, грач, ласточка, скворечник, гнездо)
(Это птица, это дом, это круг, это цветок).
Логопед. Дети, посмотрите, Петрушка к нам пришел не с пустыми руками. У него для нас есть кубик с цифрами, сам он справиться не смог, просит у вас помощи.
19. Игра с кубиками «Сколько птиц?»
(употребление существительных с числительными)
Дети по очереди бросают кубик, на гранях изображены цифры и птицы (5 соловьев, 4 чибиса и т. д.).
ИГРА С МЯЧОМ:
20. Давайте теперь соберём названия птиц, их домика по буквам.
Итог занятия.
Логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии? Что вам понравилось на нашем занятии?
Как вы думаете, сегодня мы помогли Петрушке узнать больше о нашей планете?
На занятии хорошо работали, отвечали полными предложениями…ВСЕ ребята.
Справились с заданиями ….