Светлана Прокопьева
Конспект НОД по математике в старшей группе «Весенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике в старшей группе
«Весенняя прогулка»
Цель:
1. Активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.
2. Создать условия для закрепления порядкового счёта до 10.
Задачи:
Образовательная:
1. Закрепить знания о частях суток, днях недели и временах года.
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10,
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе „Весенняя прогулка“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
3. Учить решать математические задачи с помощью счётных палочек.
4. Формировать понятие состава числа.
5. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
6. Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач.
Коррекционно-развивающая:
1. Развивать социальные навыки работы в группе.
2. Развивать логическое мышление, речь, память.
3. Развивать мыслительные операции, внимание, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, учить находить решение и делать выводы.
Воспитательная:
1. Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
2. Формировать навыки сотрудничества на занятиях.
3. Формировать навыки самооценки.
Ход НОД
Вводная часть.
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
Дети заходят в группу и вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И дуг другу улыбнёмся.
Собрались сегодня с вами
Чтобы всем нам стать друзьями.
Поиграть, повеселиться
И чему-то научиться.
Воспитатель: - Предлагаю начать нашу игру, как обычно с разминки. Приготовили руки.
- Не зевай, мяч лови и отвечай.
Разминка (игра с мячом) :
- Сколько дней в неделе? (семь)
- Назови по порядку все дни недели. (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
- А какой сегодня день? (пятница)
- Четверг, какой по счёту день недели? (пятый)
- Какие части суток вы знаете? Назовите их по порядку. (утро, день, вечер, ночь)
- Какое сейчас время суток? (утро)
- А какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
- Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите все весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц на дворе? (март)
- А может вы знаете какое сегодня число? (Сегодня 23 марта)
2. Мотивация.
Воспитатель: - Молодцы, хорошо размялись, можно пойти и погулять. Согласны? Если сейчас весна, то какая у нас будет прогулка? (весенняя)
- Сегодня я приготовила вам необычную прогулку. Она не только весенняя, но и математическая. Мы повстречаем на своём пути много трудностей, может даже опасности нас будут ожидать, Встретимся с новыми друзьями и будем вместе с ними решать интересные математические задания. Помогая им, мы будем совершенствовать и свои знания в математике.
- Ну как, согласны?
- А назовите, пожалуйста, какие вы знаете признаки весны. (Ответы детей)
- Чтобы не промочить ноги, я предлагаю вам отправиться в путь на сказочном транспорте. - Послушайте песенку и угадайте на чём мы отправимся на нашу весеннюю прогулку.
Звучит песенка Паровозика из Ромашково. Дети её узнают и подпевают.
3. Постановка проблемы.
Воспитатель показывает детям картинку паровозика из Ромашково.
Воспитатель: Ребята, наш паровозик ещё маленький и не умеет правильно считать, сравнивать предметы и решать задачи. И вообще, он многого не умеет, потому что никогда не ходил в детский сад. Но он очень хороший, добрый и мечтательный паровозик. Научим его всему тому, что знаем? (Да)
- Хорошо. Тогда, давайте отправимся в путь. Встали паровозиком и поехали. (звучит песенка паровозика из Ромашково)
Основная часть
4. Актуализация знаний. Порядковый счёт от 1 до 10
Дети попали на лужайку.
Воспитатель: Видно,что на лужайке кто-то играл, и что-то здесь произошло. ?
Случай странный,
Случай редкий.
Цифры в ссоре,
Вот, те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна.
Нужно цифры помирить
И их строй восстановить.
- Помогите паровозику помирить цифры. Выложите их в ряд от 1 до 10 и вы получите картинку. И вы узнаете, кто играл на лужайке. (Дети выкладывают математические пазлы)
- Давайте проверим и посчитаем от 1 до 10, правильно ли вы выложили цифры, никакой цифры не пропустили?
- Хорошо! Назовите что за картинки у вас получились? (каждый ребёнок говорит, что у него получилось)
- Замечательно справились с заданием. А теперь отгадайте, кто с нами вместе из новых друзей отправится на прогулку?
Загадка: Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака.
- Правильно, с нами полетит бабочка. Возьмём её с собой?
Воспитатель: Она с нами поиграет, проведёт глазную физминутку, чтобы мы могли одохнуть, восстановить свои силы и продолжить свою прогулку дальше.
5. Гимнастика для глаз
Дети выстраиваются в одну линию и воспитатель проводит гимнастику для глаз:
Смотрим вправо - никого. Поморгали.
Смотрим влево - никого.
Поморгали.
Раз - два, раз - два -
Закружилась голова.
Поморгали.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, да-да-да.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора. Резко переводят взгляд вправо - влево.
Выполняют круговые вращения глазами.
Закрывают глаза;
Резко переводят взгляд вверх вниз
Мягко поглаживают веки указательными пальцами.
Потереть ладошки друг о дружку и сделать пальминг - 1 мин.
6. Письмо цифр
Воспитатель: Спасибо бабочке за замечательную минутку отдыха. Нам пора дальше ехать. Встали паровозиком и поехали дальше. (звучит песенка паровозика из Ромашково)
- Куда же мы приехали? Это лесная школа. Занимайте свои места за столами. Ножки вместе стоят на полу. Спинки ровно держим.
- Считать мы умеем, а вот писать цифры умеем?
- Давайте поучим и паровозика, и бабочку писать некоторые цифры. Готовы?
- Но сначала нам надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка» (При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочерёдно, скачками двигают прямыми пальцами обеих рук по поверхности стола от себя к его противоположному краю.)
Пошли пальчики гулять,
А вторые - догонять,
Третьи пальчики - бегом,
А четвёртые - пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути устал. Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
Ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
Стук кулаками по поверхности стола.
- Итак, перед вами бумага и карандаш. Приготовьтесь внимательно слушать задание и записывать цифры.
Выполнение задания:
в левом верхнем углу напишите 2;
в правом нижнем углу напишите 5;
в центре напишите 10;
в левом нижнем углу напишите 3;
в правом верхнем углу напишите 7.
- Какую цифру написала Полина в правом нижнем углу? (5)
- В каком углу Алиса написала цифру 2? (в верхнем левом углу)
- Что Марк записал в левом нижнем углу? (3)
- А где у вас записана цифра 7? (в правом верхнем углу)
- Что написал Роман в центре? (10)
- А какими цифрами вы записали 10? (1 и 0)
Одновременно с ответами детей педагог выставляет цифры на доску.
- А сейчас проверьте, как вы выполнили задание по образцу. (Воспитатель показывает образец, а дети сверяют. Дети проверяют по образцу и оценивают свою работу: зелёный кружок - всё правильно, жёлтый кружок - если есть 1или 2 ошибки, красный кружок - если 3 и более ошибок).
7. Физкультминутка
Воспитатель: После трудного задания надо отдохнуть. А отдыхать мы будем у озера. Только купаться в нём не будем. Почему? (вода весной очень холодная)
- Встали, стульчики задвинули.
- Встали паровозиком и поехали дальше. (звучит песенка паровозика из Ромашково)
- Вот и наше озеро. Кто в нём живёт?
- В этом озере живёт озорная лягушка-квакушка. Она здорово умеет прыгать и скакать. А вы умеете прыгать и скакать? Хорошо, посмотрим.
Физминутка:
Сколько точек будет в круге, столько раз подымем руки. (3 раза поднять руки)
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4 наклона)
Хором звёздочки считаем, дружно месте приседаем. (5 раз приседаем)
Сколько синеньких кружков, столько сделаем прыжков. (4 прыжка)
- Хитрая лягушка. Трудные задания вам задала.
8. Задачи на сложение и вычитание
Воспитатель: Отдохнули? Посмотрите, а вода в озере мутная, грязная. Плавает какой-то мусор. Поможем очистить озеро от мусора? Для этого вы должны справиться с трудным заданием. Решить математические задачи и составить к ним записи. (Воспитатель зачитывает задачи, дети решают, составляют записи и проверяют решение при помощи счётных палочек)
1. Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала
Сколько кошек вместе стало? 5+1=6
2. Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А, ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь? 4-2=2
- Лягушка говорит вам спасибо. Теперь она сможет в этом озере отложить икринки и к лету из них появятся новые лягушата.
- А мы поехали дальше с паровозиком и бабочкой.
- Встали паровозиком и поехали дальше. (звучит песенка паровозика из Ромашково)
9. Цветочная поляна. Самостоятельное применение нового на практике
Воспитатель: Мы попали на цветочную полянку. Посмотрите, как здесь красиво, как много цветов! Давайте вспомним правила поведения в природе. (не кричать, не топтать и не рвать цветов, не ловить бабочек, не ломать ветки кустарников и деревьев, не разорять птичьи гнёзда и муравейники, не бросать мусор, а только можно любоваться красотой и слушать звуки природы)
- Присядьте на 1 минутку на нашу цветочную полянку, закройте глаза и послушайте звуки природы.
Звучит музыка «Звуки природы».
Воспитатель: Перед вами непростые цветочки, а «математические». Они делятся на три уровня: с простым заданием, посложнее и сложное. Подумайте и выберите для себя уровень сложности, возьмите цветочек и прищепки, и за дело.
Каждый ребёнок выполняет индивидуальное задание, а воспитатель контролирует процесс. После выполнения проверка.
Воспитатель: Бабочке очень понравилось на цветочной поляне. Ей здесь раздолье и много нектара, так что она останется. А нам пора возвращаться в детский сад, а паровозику домой. Он обещал маме не опаздывать на обед.
- Встали паровозиком и поехали дальше. (звучит песенка паровозика из Ромашково)
Заключительная часть
10. Итог занятия. Систематизация знаний.
Скажите, все задания удалось выполнить верно?
- Что вызвало трудности?
- Какие задания понравились больше всего?
- Где мы с вами были? (на весенней прогулке)
- Чем занимались? (математикой : считали, сравнивали, решали задачи и т. д.)
- Что-нибудь нового узнали?
- Кому помогли? (паровозику и лягушонку)
Воспитатель: Смогли помочь, потому что научились считать в прямом и обратном порядке, научились находить соседей числа, сравнивать числа, писать цифры, решать задачи, узнали, чем отличаются однозначные числа от двузначных.
11. Рефлексия.
- Оцените свою работу. Если вы ни разу не ошибались, вы выбираете зелёный кружок, если у вас было 2 или 3 ошибки - жёлтый кружок, а кто ошибался больше 3 раз - красный кружок.
- Какое у вас на строение после нашей прогулки?
- Паровозик оставил вам на память о себе раскраску со своей фотографией. Раскрасите её и будете вспоминать о нашей прекрасной прогулке. Спасибо вам, ребята, за вашу работу.