Елена Егорова
Конспект занятия в средней группе «В сказочной избушке живут наши игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
Тема: «В сказочной избушке живут наши игрушки»
Форма проведения: групповая
Возраст – 4 года[/b]
Егорова Елена Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 56 «Туесок»,
г. Архангельск, Архангельская область
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия в средней группе „В сказочной избушке живут наши игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- учить детей составлять из геометрических фигур архитектурные строения; развивать внимание, моторику, абстрактное и пространственное мышление;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать упражнять в соотнесении количества предметов с числом;
- закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 5;
- закрепить знания русских народных сказок;
- обогащать и активизировать пассивный и активный словарь детей.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию слухового внимания;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать зрительно-пространственные представления;
- способствовать развитию элементов логического и абстрактного мышления, воображения и речи;
- продолжать развивать конструктивные умения;
- продолжать учить детей узнавать сказку по определенным признакам, относящихся к сюжету сказок, по словам, характеризующим сюжет сказки;
- решать задачу посредством «мозгового штурма», активизируя мыслительную деятельность детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать целеустремленность;
- воспитывать интерес к математическим знаниям;
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок «Красная шапочка», «Лиса и заяц», «Маша и медведь;
- работа с дидактической игрой «Танграм».
План с указанием тематических блоков и частей занятия, необходимого времени для реализации каждой части:
1. Вводный организационный этап – 1 минута
2. Мотивация детей – 2 минуты
3. Восприятие и усвоение нового - 4 минуты
4. Самостоятельная работа детей – 3 минуты
5. Пальчиковая гимнастика – 1 минута
6. Приём ТРИЗ «Волшебная шкатулка» «Мозговой штурм» – 3 минуты
7. Дидактическая игра – 3 минуты
8. Игра «Дойди до домика» (лабиринт) - 2 минуты
9. Заключительная часть – 1 минута
Технические средства : музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена года»
Дидактические материалы: картинки с видами транспорта; игрушки – заяц, Маша, Красная Шапочка; дидактическая игра «Танграм»; атрибуты сказки – топор, горшочек, пирожок; дидактическая игра «Сосчитай сколько?»; «Волшебная шкатулка»; карточки со словами к сказкам; лабиринт «Дойди до домика».
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 5; пирожки 5 штук на каждого ребёнка, лабиринт на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, приветствуют гостей.
Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
В. Ребята вы любите сказки? А какие вы сказки знаете? (ответы детей). Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Сказок.
В. Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
( ответы детей: на воздушном, на водном, наземном транспорте)
В. А т. к. путешествие у нас сказочное, то мы отправляемся с вами на необычном транспорте - сказочном ковре – самолете, но вначале все вместе произнесем волшебные слова.
Очутиться в новой сказке
Мы хотим, мы хотим
На ковре, на самолете
Полетим, полетим.
(Звучит произведение П. И. Чайковского «Времена года. Осень»)
В. А теперь садитесь на ковер – самолет, занимайте свои места вот на этих мягких подушечках. А пока мы с вами летим в далекую сказочную страну, давайте поиграем. Я буду называть вам вид транспорта, а вы находите соответствующую картинку, показываете и называете. Готовы? (водный транспорт – корабль, пароход и т. д.). Молодцы.
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть
Перед нами в сказку дверь
Открывай ее скорей.
В. Вот мы и прилетели.
- Ой, кто это? Перед детьми прикрытая тканью игрушка - заяц.
Загадка
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
-Правильно, заяц.
- Ребята, давайте спросим, а что это у нас заинька плачет?
- Д. Что ты заинька плачешь?
- Воспитатель (озвучивает зайца). Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась лиса ко мне в дом, и выгнала меня, а уйдет с моего дома, если я построю ей новый дом, а я не умею.
-Ребята, поможем ему? (Ответы детей)
Д/ игра «Построй домик» (Танграм)
Цель: учить детей составлять из геометрических фигур архитектурные строения по образцу; развивать внимание, моторику, абстрактное и пространственное мышление.
Описание игры: На каждого ребенка раздается 1 игра «Танграм» (7частей).
Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют архитектурную конструкцию по образцу - дом.
З. Спасибо, ребята! (заяц уходит)
В. А из какой сказки был зайчик? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
Зайка книгу нашёл, И открыл, и прочёл,
А закрыл, всё забыл.
И снова открыл,
И всё повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу) - повтор 2 раза.
- Страна Сказок приготовила следующую загадку
Перед детьми лежат атрибуты из сказки (пирожок, горшочек, топор).
В. Ребята, скажите, пожалуйста, что это за предметы? В каких сказках встречаются?
(Дети называют сказки – «Красная Шапочка», «Горшочек вари», «Маша и Медведь»)
В. Молодцы. А давайте проверим, правильно вы угадали или нет с помощью загадки.
Загадка
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А вы подскажите имя её.
Д. Красная Шапочка.
В. Правильно, Красная Шапочка
В. Ой, а что это Красная Шапочка такая невеселая?
К. Ш. Помогите, пожалуйста, дети, я шла к бабушке, а по пути встретила волка и угостила пирожком, а теперь я не знаю, сколько у меня их осталось в корзинке.
В. Поможем Красной Шапочке посчитать пирожки?
Д. Да
Дидактическая игра «Сосчитай сколько?»
Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.
Игровой материал: макеты пирожков, карточки с цифрами от 1 до 5.
Описание игры: детям необходимо пересчитать количество «пирожков» и соотнести количество предметов с нужной цифрой.
В. Молодцы. И с этим заданием вы справились.
В. Красная Шапочка, для бабушки у тебя осталось пять пирожков.
К. Ш. Спасибо вам ребята, побегу скорей к моей любимой бабушке.
В. Ребята, из какой сказки была эта девочка?
(ответы детей).
А сейчас мы немного отдохнем.
В. Предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Скажи и сделай наоборот».
Цель игры: познакомить детей с приёмом «наоборот»; его особенностями; найти действия, противоположные по значению. Способствовать развитию внимания, логического мышления.
Приём ТРИЗ «Волшебная шкатулка»
В. Ребята, посмотрите, у меня есть вот такая волшебная шкатулка. В этой шкатулке спрятаны слова. (в шкатулке лежат слова, относящиеся к сказке «Маша и Медведь» - кузовок, пенек, высоко сижу – далеко гляжу, сяду на пенек – съем пирожок, избушка, пирожок).
(Раздаются слова детям)
В. Ребята, я прочитаю вам эти слова, а вы угадайте, к какой сказке они относятся.
Воспитатель зачитывает слова, дети внимательно слушают и угадывают.
В. А справились ли вы с этим заданием, мы узнаем через загадку.
Загадка
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
(Ответы детей)
В. А ват и наша Машенька. (Воспитатель достает из корзинки куклу Машеньку)
В. Ты чего, Машенька, такая грустная?
М. Пошли мы с подружками в лес по грибы, да по ягоды, я отстала от подружек и заблудилась. И не могу дорогу домой найти!
Д. Мы тебе поможем найти дорогу.
Лабиринт «Дойди до домика»
Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения, зрительного восприятия.
Описание игры: на листе бумаги изображен лабиринт. Попросить ребенка провести карандашом и найти выход к домику. Если у ребенка не получается, то проделать это действие вместе с ним.
М. Спасибо вам ребята.
В. Нам ребята пора возвращаться в детский сад, сядем на ковер – самолет и произнесем волшебные слова:
На ковре, на самолете
Полетим, полетим
Очутиться в нашей группе
Мы хотим, мы хотим.
(Звучит произведение П. И. Чайковского «Времена года. Осень»)
(Во время полета у детей интересуюсь, что больше понравилось? Героев из каких сказок мы повстречали? и т. д.) (ответы детей)
В. Молодцы, ребята. Хорошо вы сегодня поработали. И за это я хочу вам подарить картинки – раскраски с героями наших сказок.
Дети прощаются с гостями и выходят из группы.
Методическая литература:
1. Арапова – Пискарева Н. А. Формирование математических представлений в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.
2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008.
3. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. – Н. М. Журавлёва, Т. А. Сидорчук, Н. В. Хижняк. – Научно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 2007 г.
4. Гуткович И. Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста /И. Я. Гуткович, И. М. Костракова, Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2004. - 65с.