Ирина Климина
«В лесу родилась ёлочка…» или Рисуем ёлочку с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Всем здравствуйте! Сегодня я хочу познакомить вас с особенностями одного занятия по рисованию в средней группе на тему «В лесу родилась ёлочка».
Дети по-особенному видят мир и, рисуя, они не просто копируют изображение. Создавая художественные образы они передают свои ощущения к предметам, окружающему. Именно поэтому, зачастую, даже если тема рисования предполагает практически одинаковое изображение какого-либо предмета, дети даже самые маленькие, всё-равно, делают это по-разному проявляя своё «Я» в каждой работе. Так что я практически всегда могу определить, кто автор того или иного рисунка. Думаю, вам это тоже знакомо. К чему я это пишу? Просто даже в простой теме (а это лишь на первый взгляд) можно создать такой настрой, что каждый из детей будет рисовать с огромным удовольствием и желанием, и все рисунки будут индивидуальны!
Публикация «„В лесу родилась ёлочка…“ или Рисуем ёлочку с детьми средней группы» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Новогодняя елочка. Рисование
- Новый год. Рисование
- Средняя группа
- Темочки
Решила, что не буду публиковать «сухой» конспект занятия, а изложу его, как говориться, в вольно-эмоциональной интерпретации.
Итак,
тема рисования для детей средней группы «В лесу родилась ёлочка…»
Для занятия нам понадобятся материалы: подготовленные заранее фоны (А4, масляная пастель, белила, тонкая кисть.
Занятие начинается с показа листа с фоном, приготовленного для каждого из ребят. Спрашиваем, почему нижняя часть листа не закрашена, оставлена белой (все дети безошибочно говорят, что это снег, сугробы). Да, подтверждаем мы, это вечер, снег, но здесь чего-то так не хватает. ; сейчас музыка нам подскажет, что здесь скоро появится…
Звучит музыка (минусовка) песни «В лесу родилась елочка». Дети, конечно, узнают её и начинают подпевать (во всяком случае, у нас было именно так).
А как же сделать, чтобы здесь у нас сейчас (показываем приготовленный для показа лист с фоном) выросла ёлочка? Дети тут же радостно парируют: «Нарисовать!»
Сказано – сделано! Хорошо, но чтобы её нарисовать, нам надо елочку… («рассмотреть!» - добавляют хором ребята). Конечно, помогайте мне: у нас с вами – тело, а у ёлочки… (ствол!); у нас с вами руки, а у елочки… (ветки).
Разговор сопровождается показом ёлочки (силуэт из картона на мольберте).
Хвалим детей за сообразительность и спрашиваем, опять же показывая на силуэт ели на мольберте, на какую геометрическую фигуру она похожа («На треугольник!» - отвечают смекалистые, а почему?
Вот тут мы все вместе делаем умозаключение, что на макушке веточки короткие, затем к низу они становятся длиннее, ещё длиннее и внизу ели находятся самые-самые длинные («Чтобы зайцы могли спрятаться…» - комментирует один из ребят). Объяснение, конечно же, сопровождается чётким показом веток на силуэте. Рассмотрели, поняли – полдела сделано!
Теперь сообщаем ребятам радостную новость, что рисовать сегодня будем двумя материалами: масляной пастелью (детям говорю «пастельными мелками» - они ещё малы для сложных названий) и белилами. Уточняем, чем будем рисовать ёлочку («Мелками!»- догадались самые быстрые). А зачем же нам белила? («Рисовать снег!» - это понятно всем.)
Показ приёма рисования ели на доске: ствол, ветки, иголки.
Теперь переходим к наиважнейшему этапу – самостоятельному и самому долгожданному!
Дети с удовольствием приступают к работе, ведь так интересно посадить свою елочку! Да, к тому же, оказывается, её очень даже легко нарисовать!
Сначала трудимся над стволом… Не забываем придать ему толщину и раскрасить коричневым цветом…
Приступаем к сложному моменту: рисуем ветки; стараемся не забыть, что ветки надо рисовать сверху вниз, увеличивая их длину к низу ели… Сложно, но ничего, научимся.
Теперь рисуем зелёные иголки ("Ёлочка, ёлочка - зелёная иголочка. ").
Если забыли как, напоминаем приём рисования иголок не редкими, а плотными штрихами. Смотрим, чтобы не пропустить ни одно веточки, ведь ёлочка должна быть пушистой и красивой…
Ёлочки готовы! Теперь надо немного передохнуть.
Маленькая динамическая пауза «Потянулись, развернулись и друг другу улыбнулись!»
Напоминаем про второй куплет песни: «Метель ей пела песенку…» и спрашиваем, что такое метель? Кто-то из самых умных отвечает, что это снег и ветер! Точно, однако! Спрашиваем, как же нарисовать снег? (белой краской).
Приглашаем к доске самого знающего, но он показывая, нажимает на кисточку (примакивает, и снег у него очень похож на белые листья. Что-то не то, замечаем удивлённо мы, правда? Ведь снежинки так малы. Знаток догадывается, что надо чуть-чуть нажимать на кисть, тогда получается похоже на снегопад! Сказано-показано!
Но, откуда же идёт снег? Замечательный детский ответ: «С неба!» Но самый великолепный был: «Из космоса!»
«Да?» - удивленно вопрошаем мы, - так там же в космосе вечная ночь, темно, а снег-то белый!» Откуда же он берётся? Кто-то быстро сообразил: «Из облаков!» Тогда усложняем задачу: «А из каких облаков - дождевых?» Тут, уж, догадывается большинство: «Снег идет из снежных!»
Значит, надо сначала нарисовать облака, а затем снег, тогда он «пойдёт», «будет падать», «сыпать», «летать» - вот какие состояния снегопада мы придумали с ребятами.
Рисуем облака и снег…
Снег на детских рисунках у кого-то тихо падает, у кого-то кружится, у кого-то летит огромными хлопьями, в общем, всё как в жизни…
Замечаем, что раз снег идёт, значит, наверное, он попадает и на еловые веточки. Конечно, значит надо дорисовать!
Ну, вот и всё - готово!
Для закрепления своего рисунка играем в любимую игру «Путаница» (дети отходят от своих столов, а педагог перекладывает рисунки на другие столы, путая их; дети считают до пяти: «Раз, два, три, четыре, пять, идём ёлочку искать!»)
Все дети справились с хитрой «путаницей» и вывешивают рисунки на мольберты для просмотра.
По ходу общаемся друг с другом - показываем, доказываем, просто смотрим…
Вот такой большой и красивый еловый лес у нас с ребятами получился.
Рассматриваем (можно под звуки знакомой песни) Желающие рассказывают о своей ёлочке (кто-то из ребят даже рассказал про сон ели; кто-то про то, как она будет украшена в Новый год, ну, а кто-то вспомнил про зайца, который любит под ней засыпать)
Вот так, забавно, при активном участии самих ребят мы учимся слушать музыку, рисовать, находить правильное решение, подбирать интересные слова, общаться друг с другом, и всё это делать с удовольствием!
Кстати, у большинства ребят, получилась не очень маленькая елочка (хотя в песне пелось именно о такой). «Она очень хочет быть большой!» - констатировал один мальчик. «Она немножко маленькая и немножко большая» - сказал другой… В общем, есть о чем подумать…
Вот такая ёлочная история в исполнении ребят одной средней группы. У нас их три. Завтра будут импровизировать следующие две…
Спасибо всем за внимание! Надеюсь, что-то интересное из прочитанного вам пригодится в пректике. Извините за слог, но почему-то захотелось рассказать именно так…
Хорошей зимы нам с вами! И всего самого доброго!