Анна Гуляева
Кратковременный образовательный проект «Рисуем музыку» для детей средней группы с ОВЗ (с применением ИКТ) Часть 1
Аннотация проекта
• Проект реализуется в рамках интеграции курсов по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС.
• Проект носит комплексный характер - включает в себя познавательную и практическую деятельность.
• Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
• За основу проекта взят принцип познавательного развития.
Публикация «Кратковременный образовательный проект „Рисуем музыку“ для детей средней группы с ОВЗ (с применением ИКТ) Часть 1» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Проекты, планы, недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
• Проект реализуется детьми 4-5 (средняя группа компенсирующей направленности: дети с ОВЗ) лет при участии музыкального руководителя и воспитателей.
• Данный проект формирует познавательную активность детей, умение через рисунок передать настроение и характер музыки, так же развивает эмоциональную отзывчивость на музыку, представления об окружающем мире, расширяет словарный запас и творческие способности.
• В рамках реализации проекта его участники знакомятся с музыкальными произведениями.
• Продолжительность проекта 4 недели (краткосрочный)
Актуальность проекта
Одна из важнейших задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего детства создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству Особенно актуальна проблема понимания окружающего мира и выражения своих чувств и эмоций для детей с ОВЗ. В некоторых случаях, ребёнок не может выразить свои эмоции и отношение к окружающему миру словами, тогда на помощь приходит художественное творчество с цветовой палитрой.
Проблема исследования
Дети растут на примитивных музыкальных "шедеврах", построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это не способствует гармоничному и нравственному развитию детей. В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно- эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание. Музыка, воплощенная в рисунках, лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Цель проекта
Развить способность детей с ОВЗ передавать настроение и характер музыки посредствам художественной палитры, использовать в дальнейшем полученного опыта в познании окружающего мира и трансляции эмоций.
Задачи проекта
• Развивать навык слушания и понимания музыки.
• Развивать навык определения характера музыки и ее настроения.
• Развивать музыкальную память через интеграцию зрительных и слуховых представлений музыкального произведения.
• Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
• Развивать мышление, воображение, познавательную активность.
• Поощрять инициативу, самостоятельность.
• Научить детей с ОВЗ рассказывать о музыкальном произведении с помощью рисунка, т. е. доступными средствами на данном этапе развития (дети с ЗПР, ТНР, алалия и т. д.).
• Познакомить родителей с возможностью передачи настроения музыки с помощью рисунка, так же создание цветового восприятия окружающего мира детьми с ОВЗ.
Новизна проекта
Новизна педагогического проекта заключается в комплексном использовании традиционных форм и изложения информации и новых- ИКТ. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей в событийную жизнь. Используя как уже знакомые, так и новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Все задания в проекте направлены на развитие музыкальных способностей и формирование гармонического развития личности. Творческие здания - способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, с учетом ограниченных возможностей здоровья, и в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты
Дети
• могут посредствам цветовой гаммы выразить свое настроение и настроение музыкального произведения при прослушивании разнохарактерной музыки соответствующей возрастному развитию (использование на занятиях цветовых карточек)
• сформировано элементарное представление и взаимосвязи музыки и живописи.
• с ОВЗ могут применять полученные знания и навыки передачи характера и настроения музыки, выражения своих эмоций в повседневной жизни,при общении со сверстниками, в режимных моментах, на занятиях НОД.
• произошло обогащение музыкального кругозора.
• Начинает развиваться интерес к музыкальной деятельности.
Воспитатели
• Приобретение нового опыта работы в вопросе художественно- эстетического воспитания.
• Появилась возможность бессловесного решения педагогических задач в НОД.
• Практическое применение метода цветового выражения эмоций в обычной жизни, в игровых моментах.
• Повысится музыкально- художественная культура.
• Пополнится развивающая среда в группе.
Родители
• Информированы в вопросе выражения эмоций и передачи образов музыкальных произведений у детей с ОВЗ посредствам рисунка (передача цветовой гаммы)
• Могут применять полученный опыт в бытовой практике с целью более точного понимания своего ребёнка и использования полученных навыков и умений для познания окружающего мира.
Гипотеза
Если в ДОУ будут обеспечены максимально- благоприятные условия для воспитания музыкально- нравственного воспитания доступными для детей с ОВЗ средствами и с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, желание выражения своих эмоций и чувств, то будут достигнуты высокие результаты в художественно- эстетическом развитии детей.
Участники проекта
• Дети 4-5 лет с ОВЗ (8 человек)
• Воспитатели.
• Музыкальный руководитель.
• Родители
Формы работы по реализации проекта
• слушание музыки.
• создание презентаций, слайд шоу.
• творческая лаборатория.
Сроки реализации проекта
1 этап- организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы, разработка рабочего плана реализации проекта, разработка конспектов НОД (1 неделя)
2 этап- реализация проекта: проведение НОД, проведение творческого задания, применение навыков в группах воспитателями (2-3 неделя)
3 этап- итоговый, диагностический: выставка рисунков в группе, обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год, выступление на педагогическом совете с презентацией педагогического опыта, презентация педагогического опыта на информационной ширме для родителей по итогам реализации проекта( 4 неделя).
Рабочий план реализации проекта
Содержание деятельности Участники Сроки реализации
Разработка проекта Музыкальный руководитель Январь, 1-я неделя
НОД "Музыка в цвете" Музыкальный руководитель, дети Январь, 2-я неделя
Творческая мастерская
"Раскрасим кошку" Музыкальный руководитель, дети Январь, 2- я неделя
НОД "Разные куклы" Муз. руководитель, дети Январь, 3-янеделя
Взаимодействие с родителями "Рисуем куклу" Родители, дети Январь, 3-я неделя
Самостоятельная деятельность Воспитатель, дети Февраль, 1-я неделя
Выставка работ
"Рисуем музыку" Дети Февраль, 1-я неделя
Презентация педагогического опыта
на педагогическом
совете ДОУ Педагоги, администрация ДОУ Февраль, 1-я неделя
Презентация педагогического опыта на информационной ширме для родителей Родители, музыкальный руководитель Февраль, 1-я неделя
Подробное содержание деятельности проекта
НОД "Музыка в цвете".
Место проведения: музыкальный зал.
Музыкальный руководитель (МР): Доброе утро ребята! Сегодня в гости к нам пришел очень интересный зверёк. Отгадать его нам поможет загадка:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это.
Дети: Ёж
МР: Конечно же, это ёж. Посмотрите на экран (слайд 1, ежи бывают разные. А какие ежи?
Дети: колючие, серые, лесные и т. д.
МР: У меня есть еще одно изображение ёжей, здесь ежи такие же или другие?
Дети: и такие же и другие, они добрые.
МР: Да, я с вами соглашусь, что на этой картинке ёжи добрые, потому -то они улыбаются. Художники рисуют у ёжика колючки и мы понимаем, что если его погладить, то мы уколемся. А как выдумаете, а с помощью музыки можно изобразить ежа?
Дети: ответы детей
МР: Давайте послушаем произведение Д. Кабалевского "Ёжик".
Д. Кабалевский "Ёжик".
Давайте поговорим какой характер у музыки?
Дети: ответы детей.
МР: Слева от вас есть стульчики с разными карточками, посмотрите пожалуйста внимательно на них. Сейчас я вас попрошу подойти к ним и взять по одной в каждую руку того цвета, которого как вам кажется ёжик в музыке.
Под повторное прослушивание произведения дети выбирают цветовые карточки.
После выбора детей, попросить озвучить кто может выбранный цвет и почему, кто не может сказать, помочь и вызвать положительную эмоцию от рассказа.
МР: А сейчас мы с вами послушаем другое музыкальное произведение и вы постараетесь отгадать какое животное изобразил композитор в этом произведении.
Сыграть "Два кота " Польскую народную песню и песню «Котик» слова Г. Бойко музыка И. Кишко.
МР: Какая музыка по характеру?
Дети: ответы детей- ласковая, мягкая, красивая и т. д.
МР: как вы думаете про кого эта музыка?
Дети: ответы детей.
МР: Сейчас вас еще раз попрошу подойти к стульчикам с цветными карточками и взять те два цвета, какие подходят кошечке.
Под повторное прослушивание композиций дети берут карточки, садятся на место. Процедура обсуждения аналогичная как с композицией Д. Кабалевского "Ежик".[/i]
МР: Ребята, а сейчас я предлагаю немного пофантазировать и раскрасить вот такую кошечку или котика в любой цвет. А делать это мы будем в группе.
Творческая мастерская "Раскрашиваем кошку".
Место проведения: группа.
По выбору ребёнка раскрашивать картинку котика или кошечки любым цветом цветного карандаша.
Продолжение во второй части