Наталья К
Конспект занятия для подготовительной группы «В гостях у мастерицы»
▼ Скачать + Заказать документы
"В гостях у мастерицы"
Группа : подготовительная
Интеграция образовательных областей: «Познание», Художественное творчество» («Музыка», «Коммуникация», «Социализация») .
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.
Цель: познакомить детей с тряпичной народной куклой.
Задачи:
Область «Познание»
1. Дать понятие «оберег».
2. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
Область «художественное творчество»
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „В гостях у мастерицы“» размещена в разделах
1. Учить работать с тканью: скручивать, завязывать.
2. Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке) .
Область «Социализация»
1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев
2. Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Область «Коммуникация»
3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.
Методические приемы: беседа, вопросы поискового характера, рассказы детей о куклах, использование художественного слова (загадки, пословицы, поговорки, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика,народная игра, самостоятельная деятельность детей, показ, объяснение.
Ход занятия:
-Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Как мы встречаем гостей?
Веселья вам, да радости! Удобно ли вам гости дорогие? У нас для каждого найдется местечко и словечко.
Дети, о чем мы будем беседовать сегодня вы узнаете, отгадав загадку:
1)Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружкой
Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки,
я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.
2) Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она?
- ответы детей (кукла)
- Воспитатель: Скажите, а для чего нужны куклы?
- (ответы детей)
-Воспитатель: Современные куклы красивые, но давным - давно когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими девочками куклы были совсем другие их делали сами. Хотите узнать какими куклами играли бабушки и дедушки
- Дети: да
- Воспитатель: Тогда давайте пригласим к нам в гости бабушку Меланью.
Здравствуй бабушка Меланья.
-Б. М: Здравствуйте уважаемые гости. Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я бабушка Меланья, а вас как звать величать? (Дети знакомятся, называют себя). Какие вы хорошие, какие вы пригожие. Я к вам пришла не с пустыми руками, а приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нём необычные куклы-куклы тряпичные. В старину кукол делали для разных случаев, чтобы увидеть какими куклами играли раньше, откройте сундучок и посмотрите.
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук, показывает кукол)
- Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
(дети с воспитателем и бабушкой Меланьей рассматривают кукол)
-Воспитатель: Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег?
- (Ответы детей)
-Воспитатель: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.
(Достаёт пеленашку)
- Самую первую куклу – пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – закрутку.
-Посмотрите друг на друга. Какое настроение у вас? Как вы его определили? (по мимике, по глазам)
-Глаза – зеркало души. В глазах отражается печаль, радость и злость, поэтому глаза кукле не рисовали, а значит и лицо. Считалось, что такая безликая кукла защищала от всех бед и несчастий и не смогла бы навредить ребенку, её так и называли «берегиня», оберег от слова оберегать.
- Б. М. : А эта кукла называется «Отдарок на подарок» показывает куклу детям.
- Воспитатель: Отдарок- на- подарок. Как вы думаете, почему она так называется.
- (Ответы детей).
- Воспитатель : Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу. Дети, вы хотите сделать сами такую куклу?
- Дети – да, хотим.
- Б. М. : Раньше в крестьянских семьях кукол было много, их не бросали и не ломали, а берегли и хранили в сундуках. Давайте аккуратно сложим кукол обратно в сундучок.
Воспитатель: а сейчас приглашаю вас сесть за столы, мы с вами изготовим свою куклу.
«Отдарок на подарок».
Пальчиковая гимнастика «Позолоченная прялица».
-Подготовим наши руки для работы, сделаем гимнастику для пальчиков:
Позолоченная прялица мы прядем, а нитка тянется
Мы прядем, а нитка тянется, нам работа наша нравится.
(имитировать скручивание нити на веретене).
-Посмотрите на столе у вас все готово для изготовления куклы.
(Изготовление куклы)
1. Возьмем лоскут ткани, положим в его середину кусочек ваты, и перегнув по центру лоскуток, сформируем шарик. Эту голову крепко затягиваем ниткой, образуя линию шеи.
Только работа эта хитрая, не у всех в руках спорится, поэтому народ говорит: «Одной рукой узелок не завяжешь» - это значит, что надо помогать друг другу, а какие еще пословицы про труд вы знаете?
-«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,
«Терпение и труд все перетруд»,
«Где труд, там и радость», «Землю красит солнце, а человека труд», «Кончил дело, гуляй смело».
2. Возьмем палочку, вложим ее под головой в ткани – это будут ручки, расправьте платьице и обмотайте этой же ниткой под руками куклы, у нас ещё остался хвостик у нитки. Сейчас будем оформлять кофточку- крест на крест, с одного плеча куклы на другое.
3. На голову куклы надеваем платочек и завязываем. Вот наша готова! Теперь можно дать ей имя. Какие старинные имена вы знаете? (ответы детей) дети дают имена своим куклам. А теперь давайте поиграем со своими куклами. (дети инсценируют хоровод под музыку «Со вьюном я хожу»)
Итог: Что мы сегодня делали? - (тряпичную куклу). Как называется кукла, которую мы сегодня с вами сделали? - (Отдарок- на- подарок). Почему она так называется? Какие еще куклы раньше делали на Руси? Почему у куклы не рисовали лицо?
- (Ответы детей).
Воспитатель:
-Вот такими куклами играли раньше дети на Руси. А еще на Руси любили играть в веселые игры. И мы с вами поиграем в народную игру: «У Меланьи». Бабушка Меланья поиграй с нами. (Б. М. становится в центр хоровода и показывает элементы танцевальных народных движений).
У Меланьи у старушки (Хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили, не ели
На Маланью все глядели
И все делали вот так… (показывать любое движение).
- Б. М. : Ребята какие вы молодцы, таких красивых кукол сделали. У меня для вас есть подарок. (достает маленький сундучок) В этом маленьком сундучке живут волшебные птички. Если посадить такую птичку на ладошку и прошептать над ней свое желание, а потом повесить птичку на наше волшебное дерево оно обязательно исполниться. Сделать ее очень просто – описание изготовления птичек.
(дети разбирают птичек, загадывают желание и вешают на дерево).
- Б. М. : А сейчас мы приглашаем наших гостей, тоже сделать волшебных птичек и загадать свое заветное желание. Повесить птичек на наше дерево и ваши желания обязательно исполняться. Проходите в нашу мастерскую и весело принимайтесь за работу.
Воспитатель: На этом наше занятие с куклами на сегодня закончено. Поблагодарить хочу я вас. Всем спасибо за терпенье, За улыбки, за веселье.
Веселья вам, да радости!