Оксана Юдина
Проект «Мы умельцы — мастерицы, мы умельцы — мастера» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида»
Мы умельцы – мастерицы, мы умельцы - мастера
(проект)
Исполнитель:
Юдина Оксана Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ №42.
Ленинск - Кузнецкий
ГО
2014
Содержание
Введение…. 31. Рисование нетрадиционными способами…. 5
2. Содержание и реализация проекта «Мы умельцы – мастерицы, мы умельцы – мастера»…. 8
Заключение….15
Список литературы…16
Приложения…. 18
Введение
Публикация «Проект „Мы умельцы — мастерицы, мы умельцы — мастера“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной - будет его духовная жизнь.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Использование в практике нетрадиционных методов изобразительной деятельности позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать творческий потенциал. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребенка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Таким образом, целью моей работы является:
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники (оттиск поролоном, тычок жесткой полусухой кистью, печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование пальцами, кляксография с трубочкой, прием вертикального мазка).
Научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами.
Развивающая:
Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
Развивать познавательные и творческие способности детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие.
Воспитательная:
Воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
Поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
1. Рисование нетрадиционными способами
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своё м творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель, тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Можно использовать: кляксографию, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой.
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
2. Содержание и реализация проекта «Мы умельцы – мастерицы, мы умельцы – мастера»
Участниками моего проекта «Мы умельцы – мастерицы, мы умельцы – мастера» являются воспитанники средней группы.
Этапы работы:
Первый этап (подготовительный) : с 1.10. – 27.10.2013г. – подбор иллюстраций для альбома «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности», подбор загадок; работа с родителями по созданию альбома «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»; знакомство с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, напоминание о последовательности работы.
Второй этап (практический) : со 02.10. – 27.10.2013г. – объяснение последовательности выполнения разнообразных техник изобразительной деятельности, беседа, чтение стихотворения С. Михалкова «Котята», загадывание загадок, слушание рассказа Л. Герасимовой, «Сбежали игрушки», физ. минутки, музыкальное сопровождение, рассматривание иллюстраций и картин об осени, рассматривание деревьев, выполнение работ разнообразными нетрадиционными техниками.
Третий этап (заключительный) : 21.10. – 27.10.2013г. – анализ проделанной работы за один месяц.
Основные направления реализации проекта :
1. Рассматривание альбома «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»; чтение стихотворения С. Михалкова «Котята» и загадывание загадок; подбор наглядного материала; оформление уголка «Наше творчество»; слушание рассказа Л. Герасимовой «Сбежали игрушки».
2. Работа с родителями по составлению альбома «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности», подготовка консультаций и папок – передвижек по теме проекта.
Ожидаемые конечные результаты:
1. участие детей в различных видах изобразительной, творческой деятельности;
2. развитие творческих и познавательных способностей, воображения и полета фантазии;
3. воспитание личностной позиции;
4. дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
5. снятие детских страхов.
Продукт проекта :
Уголок совместной деятельности воспитателя и родителей «Наше творчество»; участие детей в различных видах изобразительной, творческой деятельности.
План работы с детьми
Дата Форма работы Задачи Способы реализации
1-я неделя (1 октября) Беседа с детьми о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности. Познакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности (оттиск поролоном, тычок жесткой полусухой кистью, печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование пальцами, кляксография с трубочкой, прием вертикального мазка). Познакомить с разнообразным материалом, необходимым для выполнения нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Беседа, наглядный материал, рассматривание альбома «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности», напоминание о последовательности работы.
1-я неделя (2.10.- 6.10.2013г.)
НОД «Дерево осенью».
Научить детей рисовать осеннее дерево с помощью трубочки из – под сока, вносить в рисунок дополнения; закреплять навыки рисования листвы приемом вертикального мазка; совершенствовать технические навыки; развивать воображение, дыхательный аппарат; воспитывать положительное отношение к природе.
Беседа, объяснение последовательности рисования дерева, рассматривание деревьев на территории детского сада, художественное слово, рассматривание иллюстраций и картин об осени, физ. минутка.
2-я неделя (7.10.- 13.10. 2013г.) НОД «Путешествие в лесное царство». Учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа; воспитывать эстетическое отношение к природе; развивать мелкую моторику пальцев. Объяснение последовательности выполнения работы, беседа, физ. минутка, загадывание загадок, музыкальное сопровождение, художественное слово, наглядный материал.
3-я неделя (14.10. -20.10. 2013г.) НОД «Пушистый котенок» Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жесткой полусухой кистью; совершенствовать технические навыки; развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность, самостоятельность. Рассматривание иллюстраций и картин «Кошки», загадки и стихи о котятах, беседа, физ. минутка, объяснение последовательности выполнения «Котенка», наглядный материал, художественное слово.
4-я неделя (21.10.-27.10. 2013г.) НОД «Плюшевый медвежонок» (Приложение 1) Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой; побуждать передавать в рисунке знакомый образ игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их величину, цвет; развивать творческое воображение детей.
Рассматривание игрушек, загадки об игрушках, физ. минутка, слушание рассказа «Сбежали игрушки», объяснение последовательности выполнения рисования губкой, беседа, показ.
План работы с родителями
Дата Форма работы с родителями
2.10. – 6.10.2013. Беседа – опрос: «Какие способы нетрадиционного рисования с детьми вы используете дома?» Составление альбома совместно с родителями «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
7.10. – 13.10. 2013. Консультация «Методы и приемы нетрадиционного рисования»
14.10. – 20.10.2013. Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
21.10. – 27.10.2013. Консультация «Необыкновенное рисование»
Заключение
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей.
Нетрадиционные техники рисования способствуют снятию детских страхов, развивают уверенность в своих силах, пространственное мышление, чувство цвета, композиции, ритма, мелкую моторику рук, творческие способности, фантазию, учат детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным изобразительным материалом, побуждают детей к творческим поискам и решениям, позволяют почувствовать краски их характер, настроение.
Нетрадиционные техники рисования способствуют обогащению знаний и представлению детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах их применения, позволяют научить ребёнка рисовать не только красками, карандашами и фломастерами, но и мыльной пеной, свечой, клеем, мукой, солью, крупой, нитками, пластилином и другими материалами. Такое творчество вызывает восторг у детей и желание творить.
Практический материал, представленный в творческом проекте, был применен в средней группе и оказал существенную помощь в развитии творческих способностей детей, позволил детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать творческий потенциал.
Список литературы
1. Акуненок, Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования [Текст] / Т. С. Акуненок // Дошкольное образование. – 2010. - № 18. – С. 21 – 27.
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 2003. – 108 с.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М. : Изд-во Скрипторий, 2008. – 80с.
4. Доронова, Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2005. – 123с.
5. Козакова, Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольниками [Текст] / Р. Т. Козакова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 87с.
6. Комарова, Т. С. Как можно больше разнообразия [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9. – С. 33 – 40.
7. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – С. 10 – 55.
8. Погодина, С. Художественные техники – классические и неклассические [Текст] / С. Погодина //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 10. – С. 52 – 67.
9. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
10. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 94с.
11. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Т. А. Цквитария. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
Приложение 1
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему : «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном). Художественное творчество (рисование).
Цель:
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
Задачи НОД
Образовательные области:
Художественное творчество.
Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
Чтение художественной литературы.
Формировать у детей интерес к рассказу Л. Герасимовой «Сбежали игрушки».
Учить слушать содержание рассказа, следить за развитием сюжета.
Формировать умения делать выводы.
Физическая культура.
Развивать зрительное и слуховое внимание, координацию движений.
Коммуникация.
Развитие речи, обогащение словаря новыми словами.
Познание.
Познакомить с новым способом изображения – рисование поролоновой губкой.
Дать представление о том, как нужно обращаться с игрушками.
Социализация.
Воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: групповая, индивидуальная.
Предварительная работа:
Рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них, беседа на тему: «Как обращаться с игрушками».
Предполагаемый результат:
Умение поддерживать беседу; проявляют положительные чувства и эмоции при прослушивании рассказа; формирование навыков ритмичного движения, соответствие упражнений с текстом; доброжелательное отношение к игрушкам; умение передавать в рисунке образ игрушки, умение изображать форму частей, их величину, расположение, цвет; эмоционально положительное отношение к художественному творчеству; активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игры; сосредоточенно действуют в течение 15 – 20 минут.
Материал к НОД:
Детские игрушки: кукла, мяч, барабан, собачка, медведь, матрешка, воздушный шар.
Раздаточный материал:
Альбомный лист. Набор гуашевых красок. Кисть. Стаканчик с водой. Салфетка. Простой карандаш. Два кусочка поролоновой губки на зажимах. Медальоны на ленточках с изображением разных игрушек для игры.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, расскажите, что вам необходимо для ваших игр?
Дети. Игрушки.
Воспитатель. А откуда игрушки появляются у вас дома, в детском саду?
Дети. Из магазина.
Воспитатель. Верно, но сначала их делают на фабрике игрушек, а потом они попадают в магазин, где их покупают. Сегодня я хотела бы пригласить вас в магазин игрушек, чтобы пополнить ими нашу группу. Но чтобы их приобрести, нужно платить не деньги, а отгадать про игрушки загадки (дети отгадывают загадки).
Воспитатель. Вот сколько новых замечательных игрушек появилось у вас, скучать вам не придется. Ребята, я хотела бы раскрыть один секрет: когда вечером вы уходите из детского сада, игрушки оживают и делятся впечатлениями о том, как вы играли, кто был добр с игрушками, а кто их бросал, трепал и неаккуратно с ними обращался. Однажды, когда я задержалась в детском саду, услышала историю о том, как игрушки сбежали от мальчика Саши, потому что он их обижал. Послушайте, я думаю, это послужит для вас поучительным уроком. (Чтение Л. Герасимовой «Сбежали игрушки»).
Воспитатель. Ребята, я думаю, вы бы тоже не захотели, чтобы от вас сбежали игрушки. А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
Дети. Играть и обращаться с игрушками аккуратно, не бросать их, не обижать, убирать их на место после игры.
Воспитатель. Правильно, тогда они с нетерпением будут ждать вас в детском саду, с удовольствием играть с вами и даже танцевать.
Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку».
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мы попробуем, мы попробуем,
Эту полечку станцевать,
Разве можем мы, разве можем мы,
разве можем мы отставать! (Л. Качурбина.)
Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет плюшевого медвежонка.
Основная часть.
1. Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, относительную величину, расположение, цвет, фактурность поверхности (круглая голова с полукруглыми ушками, большое овальное туловище с двумя овальными верхними и нижними лапами, пушистая поверхность коричневого цвета).
2. Нарисовать контур медвежонка простым карандашом, начиная с головы, крупно, соотнося с размером листа.
3. Объяснение воспитателем нового способа изображения – рисование губкой:
- Ребята, если посмотреть на ваших медвежат, можно заметить, что контур игрушки нарисован ровными, гладкими линиями, а наш медвежонок на самом деле пушистый, даже лохматый. Для того чтобы его портрет был похож на настоящего медвежонка, мы используем новый способ изображения: будем рисовать кусочком поролона. Если губку обмакнуть в краску нужного цвета (коричневую, затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать ее от поверхности, то получится отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками пространство внутри.
4. Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот медвежонку, прорисовать коготки на лапках, по желанию украсить нарисованную игрушку бантом.
5. По желанию сделать яркий цветной фон вокруг медвежонка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона.
В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети: напоминает о том, чтобы не набирали много краски на поролон, а лишь слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушно – окрашенную поверхность; сначала выполнить до конца один элемент, лишь затем приступать к выполнению следующего.
Итог занятия.
Воспитатель. У вас получились чудесные портреты веселых пушистых медвежат, которые можно вставить в рамочку и повесить в детской комнате.
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Отыщи друга!». По считалке выбирается водящий. Дети в стороне от него выбирают и надевают медальоны с понравившимися персонажами, переворачивают их обратной стороной, чтобы не было видно изображения, встают вокруг водящего и поют (можно использовать обычные игрушки и вовремя игры прятать их за спиной) :
Вова, Вова, не грусти,
Себе друга отыщи!
Не грусти, не грусти,
Себе друга отыщи!
Водящий в это время ходит внутри круга. Когда дети заканчивают пение, водящий останавливается около одного из участников и поет:
Кто, кто, ты такой?
О себе мне пропой!
Ребенок поет о своем персонаже, не называя его, например:
Я длинноухий трусишка,
И зовут меня…. зайчишка.
Водящий, отгадав персонаж, поет в ответ:
Милый Зайчишка, покажись,
Со мной в пляске подружись!
Дети с игрушкой весело кружатся. Следующим водящим становится ребенок, спевший о своем персонаже.