Алина Боброва
«В гости к осенним деревьям». Конспект экскурсии по экологической тропинке для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии по экологической тропинке в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «В гости к Осенним деревьям»
Программные задачи:
1. Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
Публикация «„В гости к осенним деревьям“, Конспект экскурсии по экологической тропинке для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
3. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
4. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
5. Коммуникативные-обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа:
• Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне
• Продуктивная деятельность: «Осенние деревья»
Материалы и оборудование:
• Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.
• Семена сосны в коробочке.
Ход прогулки
Воспитанники старшей группы с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель: Ребята, где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели).
Отгадайте загадку
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает. (Дерево).
Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке. Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними. (Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают).
Игра «Эхо»
• Эхо лесное, спросить я могу?
• Ау, ау, ау (дети говорят)
• Куда это листья лесные пропали?
• Опали, опали, опали… (дети говорят)
• Травы лесные, где вы? Не вижу…
• Ниже, ниже, ниже… (дети говорят)
• Цветы луговые, а вы что пропали?
• Завяли, завяли, завяли… (дети говорят)
• Птички-певички, давно ли вы пели?
• Они улетели, они улетели… (дети говорят)
• Лягушки и раки куда подевались?
• Они закопались, они закопались… (дети говорят)
• Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
• Мы шубки меняем, меняем, меняем… (дети говорят)
• Так что же случилось, мы тебя спросим?
• Пришла сюда осень, осень, осень… (дети говорят)
• Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…
Воспитатель: Молодцы, много вы знаете об осени. А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане. (Береза).
Воспитатель: Где растет береза на нашей экологической тропинке? Давайте к ней подойдем. Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? ( Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять). Давайте обнимем её.
Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.
• Какая береза? ( Большая: высокая, толстая).
• Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
• Что её так крепко удерживает в земле? (Корни).
• Для чего дереву нужны корни? (Корни – это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
• Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
• «ствол» – опустили вниз руки,
• «листья» – шевелим пальчиками,
• «корни» – топаем ногами,
• «ветви» – поднимаем руки вверх.
Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
Дети читают стихи о березе
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой. Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна). Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке). Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель: Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся! (Дети гладят деревья и здороваются с ними). Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки). Они одинаковые? (Нет, разные). Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев). А с каких они деревьев? Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые).
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, они встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки. А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками). Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
• Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
• А у ели? (Короткие, колючие, темные).
• Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
• Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей). Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям).
• Что это? (Семена).
• Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко).
• Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать).
• Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
• Семена сосны так и называются – «крылатки».
Игра – инсценировка
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево-мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки-семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
Воспитатель: Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями? Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.
Игра "Я – дерево"
Выбирается водящий. Ведущий задает вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
• Ты сбрасываешь листья на зиму?
• Какие у тебя листья? (Маленькие, большие)
• Какого они цвета осенью?
• Какого цвета у тебя ствол?
• Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
• Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
• Какие у тебя плоды?
А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить).
• Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропинке?
• Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
• Молодцы, ребята. А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.