Марина Ражева
«В гости к Моцарту». Занятие по слушанию музыки для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей старшей группы «В гостях у Моцарта»
Программное содержание:
приоткрыть для детей удивительный мир музыки В. А. Моцарта.
откликаться на произведения музыкального искусства.
учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках.
развивать образное мышление и речь детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
М. Р. Здравствуйте, ребята. Ребята, вы слышите, какая красивая музыка приглашает нас в наш зал? Проходите, пожалуйста. Занимайте места.
Это «Маленькая ночная серенада» австрийского композитора В. А. Моцарта.
Слушая эту музыку, представляешь себе старинный город Зальцбург – Родину композитора.
Слайд 1. Город Зальцбург.
М. р. Более 200 лет назад в этом городе, расположенном в одном из самых
красивых мест Австрии, родился маленький мальчик. Вот так выглядел старинный город Зальцбург.
Слайд 2. Город Зальцбург.
В этом городе каждый второй житель плясал, каждый третий – пел, и каждый четвёртый играл на музыкальном инструменте. Вот в один из таких весенних дней и родился В. А. Моцарт. Судьба нежно коснулась колыбели новорождё нного и сказала: «Этот городок будет иметь своего знаменитого композитора!»
Некоторые произведения Моцарта мы с вами знаем. Давайте вспомним одно из них. Звучит «Колокольчики звенят» из оперы «Волшебная флейта».
(дети называют произведение, композитора, в каком исполнении).
М. Р. Ребята, а какой характер у этой музыка?
Дети. Музыка весёлая, лёгкая, живая, звонкая, игривая, воздушная, нежная, сказочная, хрустальная и т. д.
М. Р. Мелодия похожа на перезвон колокольчиков и напоминает звучание клавесина. Это старинный музыкальный инструмент, который был во времена Моцарта.
Слайд 3. Клавесин.
М. Р. А какие музыкальные инструменты подойдут нам для того, чтобы изобразить эту мелодию?
Дети. Колокольчики, бубенчики, металлофон, треугольник.
М. Р. Давайте представим, что мы – музыканты оркестра. Вы возьмёте инструменты и мы вместе исполним это произведение.
Звучит «Колокольчики звенят» (с шумовым оркестром).
М. Р. Вы знаете, ребята, музыкальные способности Моцарта проявились очень рано. В 5 лет он прекрасно играл на клавесине, а в 6 уже вместе с отцом и старшей сестрой выступал во многих странах Европы.
Слайд 4. Моцарт у клавесина.
Эти концерты везде вызывали восторг и восхищение. Напудренный парик с косичкой, камзол со шпагой на боку придавали мальчику серьёзный вид. Он играл один или с сестрой.
Слайд 5. Моцарт с сестрой и отцом. Слайд 6. Моцарт с сестрой.
Иногда такие концерты длились по 4-5 часов и были очень утомительны для детей, но даже в этих условиях малыш вполне справлялся с игрой. В Европе, семья Моцартов побывала с концертами в Голландии, Англии, Чехии, Италии, Германии, Франции. Когда Моцарту было 12 лет, он выступал в Париже перед самим королём. После концерта король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. Горели свечи, дамы блистали в своих роскошных платьях! Как вы думаете, какие танцы исполнялись на том балу?
Дети. Менуэты, вальсы, полонезы.
М. Р. Верно, в те времена танцевали именно такие танцы, и, конечно композиторы сочиняли новые произведения. Хотите послушать один и них?
Слайд 6. На балу.
Звучит «Менуэт»
М. Р. Менуэт – это старинный французский танец. Как он исполняется?
Дети: Медленно, плавно, не торопясь, важно, торжественно, церемонно.
М. Р. Правильно, менуэт исполняется с поклонами, приседаниями, маленькими шагами. Название «Менуэт» происходит от французского menu – мелкий.
И вот после этого бала Вольфганг решил погулять по городу. Он шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг он увидел на набережной Сены нищего мальчика, который стоял, кутаясь в лохмотья, и протягивал к нему посиневшую от холода руку. Моцарт стал шарить по карманам, но денег у него не было. И тогда он сдёрнул с себя бархатный плащ, отдал мальчугану и бросился бежать. Ему было стыдно, что у него есть всё – дом, родители, успех на сцене, а у этого мальчика ничего. Много позже, вспоминая о Париже и об этом маленьком нищем, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности.
Слайд 7. Колыбельная.
«Колыбельная»
М. Р. Давайте поговорим об этой песне. Какая она?
Дети. Нежная, спокойная, ласковая, светлая.
М. Р. Я хочу предложить вашему вниманию ещё одно произведение Моцарта. Я думаю, вы его узнаете.
«Рондо в турецком стиле»
Слайд – видео №8.
М. Р. Какой характер у этой музыки? Как звучит музыка?
Дети. Весело, задорно, радостно, звонко.
Слайд 9. Инструменты симфонического оркестра.
М. Р. Да, изящная, упругая мелодия проходит на фоне чёткого ритма. В этом произведении Моцарт передал звучание турецкого оркестра, в состав которого входили медные и деревянные духовые инструменты, большой барабан, который до сих пор называют турецким, малые барабаны, тарелки и треугольник. Слово рондо это - то же самое, что хоровод или круговой танец. Ну, почему же «в турецком стиле»? Двести лет назад, когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали неизвестную тогда турецкую музыку, в которой большую роль играли разные ударные
Слайд 10. Барабаны.
инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке, получивший широкое распространение в Турции и долгие годы называвшийся «турецким барабаном». Шумные удары этого барабана Моцарт очень остроумно и воспроизвёл в своём турецком рондо. А ещё это произведение называют турецким маршем. Хотите попробовать пройти маршем?
Встают, пробуют маршировать под музыку рондо.
М. Р. Дети, а какие марши вы знаете? Назовите их.
Называют марши.
М. Р. Молодцы ребята. Вот и заканчивается наша встреча с Моцартом. Вам понравилось? А что вам понравилось? (ответы детей).
На следующих занятиях мы продолжим изучать музыку этого композитора, а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём в группу под турецкий марш.
Слайд 11. Памятник Моцарту.