Елена Псалмова
Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «Марш, вальс, песня»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3
Занятие по слушанию музыки
Тема: «Марш, вальс, песня»
Выполнила: музыкальный руководитель
Iквалификационной категории
Псалмова Елена Ивановна
с. Починки,
Починковского район,
Публикация «Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста „Марш, вальс, песня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Нижегородской области
2015 года
Форма организации: групповая
Цель: Формировать умение детей определять жанр и характер музыкального произведения.
Образовательные задачи:
• Побуждать передавать характер музыки в движении.
• Уточнять представления детей о жанре вальса. Узнавать вальс и передавать его в движении.
• Познакомить детей с разновидностями песенного жанра.
• Обогащать их высказывания об эмоционально-образном содержании музыки.
• Исполнять танец «Вальс» легко, эмоционально, правильно передавая ритм.
• Решение проблемной ситуации.
Развивающие задачи:
• Развивать умение детей выполнять движения в соответствии с характером музыкального произведения.
• Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
• Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность.
• Активность.
• Воспитывать чувство сопереживания к другим.
Методы и приё мы:
• Словесные: вопросы, словесные объяснения, рассказы детей, чтение стихов, беседа.
• Наглядные: декорации, рассматривание картинок (возможны слайдовые фрагменты).
• Практические: упражнения, творческое танцевальное и песенное задание, игра на музыкальных инструментах.
Подбор пособий, атрибутов, дидактического материала:
• Зонт с изображением нот, басового и скрипичного ключа.
• «Волшебная палочка».
• Картинки с изображением марширующих солдат, танцующей пары, поющих детей.
• Музыкальные инструменты : барабан, деревянные ложки, маракасы, колокольчики, бубенцы.
• Декорации в виде замков («Царство Марша», «Царство Вальса», «Царство Песни»).
• Коробочка с музыкально-дидактической игрой «Угадай, что звучит?»
ХОД ЗАНЯТИЯ по теме : «МАРШ, ВАЛЬС, ПЕСНЯ».
ХОД ЗАНЯТИЙ по теме : «МАРШ, ВАЛЬС, ПЕСНЯ»
В зал входят дети старшей группы. Их встречает музыкальный руководитель, одетый в костюм Феи Музыки. В зале декорации различных Царств: Марша, Вальса, Песни.
Муз. рук-ль. Фея Музыки.
Заходите, ребята, в моё волшебное музыкальное царство. Рассаживайтесь по удобнее.
Я Феей Музыки зовусь, друзья,
И к вам сейчас явилась я!
Взгляните вы на мой наряд –
На платье – целый звукоряд,
И есть значки различные,
И даже ключ скрипичный!
Хочу отправить вас я в царства необычные,
Где короли и королевы симпатичные.
Они умеют петь, маршировать,
И в лёгком вальсе все, как бабочки, порхать.
Не удивляйтесь. Такие царства есть, и существуют они только в мире музыки. Вы хотели бы побывать там?
Дети. Да!
Фея Музыки. Тогда готовьтесь, вы друзья.
Сейчас я палочкой взмахну
И зонтик свой раскрою,
Вас всех под зонтик соберу,
И в царство Марша перенесу.
Звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»
(Дети встают под зонтик, и кружатся под музыку вместе с Феей. На окончание музыки подходят к воротам. Ворота открываются, и внутри дети видят картинку с изображением солдат).
Фея Музыки. Вот и перенеслись мы с вами в «Царство Марша», а кто живёт в нём, я вам сейчас расскажу. (Садитесь на полянку. Дети присаживаются на палас.)
В этом Царстве – государстве живёт особенный Король. Зовут его МАРШ. Он очень удивительный король, величественный, торжественный и энергичный.
(Показывает картинку с изображением короля Марша).
Он очень любит порядок и организованность, поэтому от своих придворных требует такого же порядка. Король очень любит маршировать и устраивать различные парады, вот и сейчас у него во дворце тоже парад. Прислушайтесь, что же там происходит?
Звучит «Военный марш» Г. Свиридова
Фея Музыки. Скажите мне, ребята, а что вы услышали или может кто то, что то
увидел, слушая эту музыку?
Ответы детей.
Фея Музыки. А какая по характеру звучала музыка?
Дети. Праздничная, бодрая, весёлая, торжественная.
Фея Музыки. Правильно. Музыка праздничная, победная, бодрая, торжественная, иногда ликующая. Это прозвучал в Королевстве «Военный марш» композитора Георгия Васильевича Свиридова (Показывает портрет композитора). Под этот марш армия Короля Марша демонстрировала свою мощь и силу.
А как вы думаете, можно ли рассказать о характере музыки с помощью движений?
Дети. Да, можно.
Фея Музыки. Так давайте же попробуем сейчас это сделать. Возьмём в руки
флажки и выполним упражнение.
Упражнение «Физкульт-ура», муз. Ю. Чичкова (сб. «Музыка и движения».
Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М., «Просвещение», 1984 г.)
Фея Музыки. Здесь было здорово, друзья,
Но нам пора прощаться.
В другое царство ждёт нас путь,
Нам надо отправляться.
А чтобы мы не забыли это прекрасное «Царство Марша», Король Марш дарит нам этот весёлый барабан, который поможет нам выйти из этого царства под весёлый барабанный бой.
(Звучит дробь барабана. Дети идут по кругу за барабанщиком и останавливаются).
Фея Музыки. И вновь я зонтик раскрываю,
И под него вас приглашаю.
Дети встают под зонт, и вновь звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик». На фоне музыки Фея говорит :
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожно, осторожно –
Не спугнуть бы нам его.
По окончании музыки дети и Фея подходят к другим воротам. Открываются двери – там картинка с изображением танцующей пары. На фоне музыки Л. Бетховина «Лунная соната» Фея читает:
В этом царстве всё кружится.
Таинственные мелодии.
Какие созвучья, какие краски-
Совсем небывалые, вроде бы.
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озёрах качаются –
То вдруг обернутся Бабой-Ягою,
А то вдруг – спящей красавицей.
Послушайте, дети, представьте на миг,
Средь бора высокого дом там стоит.
В том доме царевна давно очень спит
К ней нету пути, так народ говорит.
Дети слушают музыку.
Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского.
Фея Музыки. Ребята, а вы догадались, в чьё царство мы попали?
Дети. В «Царство Вальса»
Фея Музыки. А почему вы так решили?
Дети. – Потому, что музыка лёгкая.
- Под неё можно кружиться плавно и спокойно.
Фея Музыки. Что ещё бы вы могли рассказать об этой музыке, какая она?
Дети. Музыка нежная, спокойная, ласковая, лёгкая и т. д.
Фея Музыки. Правильно. Эта музыка нежная, плавная, ласковая, спокойная. Это
музыка вальса. Он лёгкий, воздушный, ветерку послушный. И одежды Короля Вальса тоже просты и легки, чтобы ничего не мешало ему кружится. А ходит он не один, а всегда со соей Королевой.
(Показывает картинку Короля и Королевы).
Фея Музыки. Давайте ещё раз вспомним, что же можно делать под музыку вальса?
Дети. Танцевать в парах и легко кружиться.
Фея Музыки. Правильно. Танцевать, кружиться, а чтобы вальс был красивым,
движения его должны быть мягкими, плавными, кружения неторопливыми, руки нежными и ласковыми.
Ребята, я слышу, что что-то происходит в «Королевстве Вальса».
Долго девушка спала,
И проснулась вдруг она.
Во дворце весёлый бал
Вновь к себе гостей позвал.
Все скорее в круг вставайте,
С ними вальс свой начинайте.
Дети встают парами по кругу и танцую вальс.
Танец «Вальс» П. И. Чайковского (Аудио запись)
Фея Музыки. Как весело нам было здесь
Кружиться в звуках вальса,
Но время быстро истекло
И нам пора прощаться.
А чтобы с достоинством покинуть «Царство Вальса», нам необходимо опять обратиться к музыке вальса и придумать как можно больше красивых движений.
Звучит «Вальс» из оперы «Фауст» Гуно.
Дети придумываю свои движения. По окончанию музыки дети останавливаются.
Фея Музыки. И снова палочку возьму,
Взмахну своей рукой,
И в царство следующее вас
Отправлю за собой.
Фея раскрывает зонт, дети вместе с ней кружатся под музыку.
Звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»
По окончанию музыки подходят к воротам. Ворота открываются и там дети видят картинку, изображающую поющих детей.
Фея Музыки. Вот мы и добрались с вами до «Царства Песни». Но Королева
этого царства очень капризная дама. У неё непредсказуемый
характер: то она весёлая и озорная, то она торжественная и величавая, а то грустная и печальная. Вот и сейчас я слышу, что что-то случилось. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.
Дети садятся на стульчики и слушают первый куплет песни.
Звучит песня «Чебурашка», сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского (аудио
запись)
Фея Музыки. Песня тихая слышна,
Что передаёт она?
Дети. Мы услышали песню, музыка которой грустная, печальная, протяжная,
плакучая.
Фея Музыки. Да, ребята, это грустит Чебурашка, потому-то у него не было
друзей и даже имени.
Из-за ширмы раздаётся голос.
ГОЛОС. (Воспитатель). Указ Королевы Песни! (Подаёт свёрток).
Фея Музыки. Давайте прочтём, что же пишет Королева Песня.
Указ.
Приказываю! С сегодняшнего дня
прекратить все грустные песни, так как от них у меня ещё дольше разболелась голова, и мне очень плохо и грустно.
Королева Песня.
Фея Музыки. Ребята, что же делать? Ведь нельзя допустить, чтобы Королева
Песня всегда болела и грустила.
Дети. Высказывают свои предложения.
Фея Музыки. Правильно вы сказали, надо её развеселить. Берите свои
музыкальные инструменты и споём для неё шуточную песню
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас звуки.
Звучит песня в исполнении детей.
Звучит песня «Где был, Иванушка?», р. н. песня, обр. М. Иорданского (сб.
«Гармошечка - Говорушечка» № 4 Москва «Музыка» 1986 год)
Фея Музыки. Молодцы! Вы так хорошо играли и пели, что я думаю, у нашей
Королевы Песни опять появилось хорошее настроение, и она выздоровела. Слышите, она вновь зазвучала весело.
Дети слушают песню.
Звучит песня Чунга-Чанга», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского (аудио запись)
ГОЛОС. (Из-за ширмы). ПОДАРОК ОТ КОРОЛЕВЫ ПЕСНИ!
Фея Музыки. Посмотрите, ребята, за то, что вы развеселили Королеву Песню она
дарит вам подарок. Посмотрим какой? Да ведь это музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?». Возьмите её с собой в группу и поиграете все вместе. А нам пора возвращаться в свой родной детский сад.
И вновь я зонтик раскрываю,
И под него вас приглашаю.
Дети встают под зонтик и по звуки «Вальса цветов» кружатся под зонтом. Останавливаются.
Фея Музыки. Но вот угасло волшебство
И музыка вдруг смолкла,
Но каждый день с волненьем будем ждать.
Когда мы вместе дверь в страну мелодий,
Ключом скрипичным отомкнём опять.
А сейчас я прощаюсь с вами. До свидания. До новых встреч.