Эльвира Иванова
Конспект занятия по слушанию музыки в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к слушанию классической музыки. Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского.
Программные задачи: познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» П. И. Чайковского и некоторыми произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки.
Публикация «Конспект занятия по слушанию музыки в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Летом 1878 года, живя в Каменке, Чайковский сочинил "Детский альбом", состоящий из двадцати четырех небольших фортепианных пьес. Когда Альбом вышел из печати, композитор написал Л. В. Давыдову, отцу мальчика: "Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: Посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается. А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать". Чайковский сам занимался с Володей, учил его играть на рояле, проявляя при этом удивительное терпение. Много лет спустя, в 1892 году, композитор, делая облегченное переложение балета "Щелкунчик", писал: "Эта последняя работа просто изводила бы меня, если бы я постоянно не воображал, что ты будешь ее играть, и я стараюсь, чтобы тебе полегче было", - признавался он в письме к племяннику.
П. И. Чайковский и его племянник В. Л. Давыдов. Июнь 1892, Париж, фото ван Боша - кликните по картинке! Владимиру Львовичу Давыдову Чайковский посвятил и свою последнюю, Шестую симфонию, которую считал "наилучшей и, в особенности, НАИИСКРЕННЕЙШЕЙ из всех" своих сочинений. Приступив к работе над симфонией, композитор поделился с ним своими планами: "Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, - пусть догадываются, а симфония так и будет называться ПРОГРАММНАЯ СИМФОНИЯ (N6). Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал. Теперь, возвратившись, сел писать эскизы, и работа пошла так горячо, так скоро, что менее чем в четыре дня у меня совершенно готова была первая часть и в голове уже ясно обрисовались остальные части. Половина третьей части уже готова. По форме в этой симфонии будет много нового, и между прочим, финал будет не громкое аллегро, а наоборот, самое тягучее adagio. Ты не можешь себе представить, какое блаженство я ощущаю, убедившись, что время еще не прошло и что работать еще можно. "
ЗАНЯТИЕ 1
Муз. Рук. : Ребята, мы уже с вами говорили, что П. И. Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые занимались музыкой. Особенно его радовал племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы, песенки разных стран. Сегодня мы с вами послушаем две пьесы П. И. Чайковского «Нянина сказка» и «Баба Яга». В «Детском альбоме» они следуют одна за другой. Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (звучат пьесы).
Муз. Рук. : Как звучала музыка в пьесах?
Дети: Музыка сердитая, злая, тревожная.
Муз. рук. : Молодцы. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, недобрая, таинственная. На следующих занятиях мы с вами поговорим о каждой пьесе отдельно.
ЗАНЯТИЕ 2
Муз. Рук. : На прошлом занятии звучали две сказки, рассказанные музыкой. Это «Нянина сказка» и «Баба Яга». Кто написал эту музыку?
Дети: П. И. Чайковский.
Муз. рук. : Угадайте, какую сказку я вам сыграю? (Звучит «Нянина Сказка»). Как звучала музыка?
Дети: Музыка быстрая, громкая, колючая.
Муз. рук. : Вы правильно определили характер произведения, но музыка в пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Как меняется характер музыки в пьесе «Нянина сказка».
Дети: Сначала музыка тревожная, отрывистая, злая, в середине плавная, тихая, пугающая.
Муз. рук. : Да, музыка звучит как недобрая страшная сказка (исполняет фрагмент пьесы, затем музыка как бы взлетает вверх, звучит громко и внезапно прерывается на неожиданное препятствие. Мелодия как бы «скатывается» сверху вниз, затем будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия как бы «скатывается» сверху вниз, затем будто притаилась, затихла. В средней части пьесы музыка пугающая, упрямая, как будто возникла преграда, которую никак не обойти.
(звучит фрагмент). И снова музыка звучит как в начале сказки-отрывисто. Заканчивается пьеса таинственно. (звучит окончание пьесы)
ЗАНЯТИЕ 3
Муз. рук. : Сегодня мы с вами послушаем пьесу «Баба Яга» П. И. Чайковского. Как вы представляете Бабу Ягу?
Дети: Страшная, злая, с большим носом, летает в ступе, с помелом. (звучит пьеса).
Муз. рук. Как рассказывает музыка о Бабе Яге?
Дети: Музыка быстрая, страшная. Баба Яга летает в ступе.
Муз. рук. : Да Баба Яга ковыляет, прихрамывает, затем музыка идет то вверх, то вниз, будто Баба Яга мечется, ищет что-то. В средней части повторяющиеся звуки изображают движение, как будто Баба Яга понеслась в своей ступе (звучит фрагмент). Третья часть повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко. Будто Баба Яга поднялась под небеса. Но вот мелодия звучит все ниже и ниже. Это Баба Яга спускается вниз на землю, закружилась, словно колдует и вдруг пропала. (звучит заключительная часть). Итак мы с вами познакомились с двумя пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома». Назовите эти произведения.
Дети: Это «Нянины сказки» и «Баба Яга».
Муз. рук. Правильно. На следующих музыкальных занятиях мы послушаем другие пьесу из этого альбома и поговорим о них.