светлана барташук
Конспект занятия по знакомству с традициями и играми бурятского народа «В гости к бабушке Дулмы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с традициями и играми бурятского народа.
Задачи:
Образовательные задача: Познакомить детей с культурой народа Прибайкалья, бурятами.
Развивающая: Развивать любознательность, память, внимание, самостоятельность.
Воспитательная: Воспитывать толерантность к бурятскому народу, интерес к его культуре.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
1. Видео - письмо
Публикация «Конспект занятия по знакомству с традициями и играми бурятского народа „В гости к бабушке Дулмы“» размещена в разделах
Дети заходят в зал. Воспитатель сообщает, что они получили видео - письмо от бурятской девочки Дулмы.
Презентация:
Дулма рассказывает: - Дети, я уезжаю с родителями в туристическое путешествие по России. Моя бабушка остаётся одна и очень будет скучать. Побывайте у моей бабушки в бурятском улусе. Я буду вам от всей души благодарна.
2. Воспитатель: - Дети, вы не против навестить бабушку Дулма? Тогда собираемся в путь. Выберите средства передвижения (машина, автобус, лошадь, верблюд, вертолёт, поезд) Средства передвижения выбрали, поехали (звучит соответствующая звукозапись). Презентация: слайды картин Тункинской долины. Звучит бурятская музыка. Дети виртуально подъезжают к улусу.
Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, в каком из жилищ, живёт бабушка Дулмы?
3. Д/и: «Найди жилище бурята»
Воспитатель: - Давайте проверим, - и посылает ребёнка заглянуть в юрту.
Из юрты выходит бабушка.
Бабушка говорит: - Ой, сколько гостей во дворе, сайн байна! (Дети здороваются с ней по – русски)
Какие славные богатыри, батыр, по – бурятски.
Дети рассказывают, что привело их в улус.
Бабушка Дулмы: - Скучно мне, молодцы, что приехали. Садитесь у очага, побеседуем. Знаете, чем мы, буряты, испокон веков занимаемся?
4. Презентация: Слайд - охота – Д/и «Выбери лишнее из орудий охоты», слайд – рыболовство – 5. Д/и «Выбери лишнее из орудий ловли», слайд – скотоводство – 6. Д/и «Выбери домашнее животное, которое не разводится бурятами».
Дети рассказывают, а бабушка дополняет их ответы.
Бабушка: - Вы знаете, что волк может напасть на ягнят и всех перетаскать. Когда я была маленькой, я играла с детьми в игру «Волк и овцы». Может вы тоже её знаете? Объясните правила игры. Дети объясняют правила игры.
Бабушка: - И мы также играли….
5. П /и «Волк и овцы»
Дети играют. Бабушка достаёт коврик из юрты и предлагает угадать ребус.
Бабушка: - Дети мои, смотрите, что мне Дулма подарила, только вот я не пойму, что означают эти буквы и рисунки? Дети разгадывают ребус со словом «иголка».
Воспитатель: - А какую мы знаем бурятскую игру про иголку?
6. П /и «Иголка, нитка, узелок» Бабушка шьёт. Дети заканчивают игру.
7. Воспитатель: - Дети, смотрите, бабушка что- то делает. Спросите, что она делает и для чего.
8. Бабушка Дулмы: - Дети, это халат для Дулмы, я хочу его дошить…
Воспитатель: - А мы тоже приготовили какой- то сюрприз для Дулмы, и хотим его доделать. Дети, берите, свои заготовки и приступайте к работе.
9. Продуктивная деятельность детей. Дети наклеивают бурятские узоры на юрты, изготовленные из пластиковых бутылок
10. Бабушка говорит: - Дети, идите ко мне, посмотрите – ка, какой у меня халат получился! (Показывает) Какой нарядный, праздничный!
Воспитатель: - Бабушка, а наши дети могут рассказать о традиционной одежде бурятской девочки. Кто хочет? (Дети рассказывают)
Бабушка говорит: - Вот была бы здесь моя Дулма, вот бы обрадовалась и в пляс пустилась! Хотите, научу вас исполнять наш национальный танец «Ёхор»?
Дети: - Да, очень хотим!
Дети встают вкруг и исполняют бурятский танец. (Звучит бурятская музыка)
Воспитатель: - А теперь вы, дети, покажите бабушке наши сувениры для Дулмы. Они такие разные и на любой вкус!
Бабушка, качает головой, восхищается: - Какие замечательные! Вот удивили! Хайн даа!
11. Воспитатель: - Нам пора возвращаться. Давайте прощаться! До свидания! (Звучит звук транспортного средства, на котором приехали дети.)
Бабушка по - бурятски: - Баяртай!