Ирина Пальцева
Конспект занятия «В городе родственных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать учить образовывать родственные слова.
Закреплять у детей умение составлять предложение с заданными словами.
Упражнять детей в выделении “главного” и “лишнего” слов в группе родственных.
Упражнять детей согласовывать числительные с существительными.
Развивать и совершенствовать навыки мелкой моторики рук, координацию речи и движения.
Работать над памятью и вниманием.
Материал и оборудование.
Буквы из разрезной азбуки разной высоты (слово ЗИМА).
Карточка на каждого ребенка по типу “четвертый лишний”.
Публикация «Конспект занятия „В городе родственных слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Атрибуты для одевания зимы (шапка, варежки, белая накидка).
Магнитная доска.
Картонные домики: “зима”, “мороз”, “снег”.
Большой белый мяч.
Ватные мячи на каждого ребенка.
Предметные картинки (снег, снегурочка, снегирь, мороженое, снеговик, подснежник) на снежинках.
Музыкальное оформление.
Ход занятия.
Звучит музыка. Входят дети.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в волшебный город. В нем очень интересно. В домах этого города живут родственные слова. дети смотрят на доску, где прикреплены домики-домики родственных слов.
Логопед: В город родственных слов мы попадем, если выложим буквы по росту и узнаем слово-время года. Дети выкладывают слово ЗИМА.
Логопед: А вы мне поможете превратится в зиму?
Дети: Да! Поможем! Все подходят к коробке с атрибутами зимы. Перечисляют зимнюю одежду. Логопед надевает варежки, накидку и шапку…делает загадочные движения и превращается в Зиму!
Зима: А вот и я, Зимушка-Зима, в гости к вам пришла. Поиграем?
Дети: Да!
Зима: Я-Зима. А как вы назовете меня ласково?
Дети: Зимушка!
Зима: А как называется одежда, которую мы носим зимой?
Дети: Зимняя!
Зима: Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом.
Дети: Зимующие.
Зима: Звери прожили зиму, значит они, что сделали?
Дети: Перезимовали.
Зима: Все слова, которые вы называли: зимушка, зимующие, зимняя, перезимовали, родились от одного главного слова. От какого?
Дети: Зима!
Зима: Как эти слова называются?
Дети: Родственными.
Зима: Посмотрите, вот здесь, в этом домике живет слово ЗИМА с другими родственными словами (зимушка, зимующие, зимняя, перезимовали). Обратить внимание детей на панно- домик “Зима”. У меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Становитесь в круг.
Упражнение “Вспомни слово”.
Зима произносит слово “ЗИМА”, бросает снежок. Дети возвращают его и называют родственное слово. Повторить 3-5 раз.
Зима предлагает детям сесть.
Упражнение “Снежки”.
Зима: Теперь, поиграем в снежки.
Раз, два три, четыре,
(Загибают пальцы, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили.
(Меняют положение ладоней-лепят.)
Круглый, крепкий,
(Соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук.)
Очень гладкий
(Гладят ладонью одной руки кисть другой руки.)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальцем.)
Раз - подбросим.
(Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)
Два - поймаем.
(Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три - уроним.
(Встают, роняют воображаемый снежок.)
И…сломаем.
(Топают.)
Зима: А вы любите отгадывать загадки?
Дети :Да!
Загадывает загадку про снег подготовленный ребенок.
Зима: Слово “СНЕГ” живет в этом домике. Показывает на доску, где изображен домик “СНЕГ”.Посмотрите, у меня целая корзина снега. Возьмите себе одну снежинку (это картинки).
Дети: Снегурочка, снеговик, подснежник, снегирь, мороженое.
Зима: Дети, все ли слова родственные? Как вы догадались? Правильно. У всех слов есть главная часть СНЕГ.
Зима: А теперь, давайте потанцуем и покружимся, будто метель разыгралась.
Упражнение “Найди свой дом”.
Звучит музыка. Дети кружатся.
Зима: Как только музыка кончится, каждый из вас побежит в свой дом.
Зима: Придумайте со своим словом предложение. Молодцы! Ребята, а в каком домике живет “мороженое”?
Дети: “МОРОЗ”!
Зима: Назовите родственные слова.
Дети: Морозный, замороженный, мороженое, морозилка, морозец…. На каждое придуманное слово ребенок получает ватный снежок.
Зима: Давайте посчитаем, сколько у нас снежков. Дети кладут в корзинку снежки и считают: Один снежок, два снежка…. Молодцы! Сколько всего?
Упражнение “Назови лишнюю картинку”.
Зима раздает детям карточки по типу “четвертый лишний”.
Зима: Посмотрите внимательно на картинки, и скажите, какая из них лишняя. Почему вы так думаете? Дети выделяют лишнюю и объясняют свой выбор.
Зима: Подошло к концу наше путешествие. В какой стране мы сегодня побывали?
Дети: В городе родственных слов.
Зима: Какие слова называются родственными?
Дети: Родственными называются слова, похожие по звучанию и значению.
Звучит тихая музыка. Занятие окончено.