Наталья Рязанова
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Выступление мое будет сопровождаться презентацией. Данное выступление проводится с целью обмена опытом по данной теме.
Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь- залог успешного обучения и развития. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема "живого" общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. (Слайд 1)
Речевое развитие- процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше мы научим ребенка говорить, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
В настоящее время в нашу жизнь входят новые информационные технологии. У многих в семье имеется компьютер, подключение к сети Интернет. Беседуя с родителями, выясняется, что в силу своей занятости, они прибегают к помощи компьютера: предлагают поиграть в игры, посмотреть мультики и т. д. Дети предназначены самим себе. Мало живого общения. Это все ведет к неумению общаться со сверстниками и взрослыми.
Дети не умеют выражать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, не умеют отгадывать загадки, не имеют представление об устном народном творчестве.
Фольклорные произведения богаты яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребят с народным творчеством, тем раньше он научиться говорить, раньше научиться связно выражать свои мысли и эмоции. Поэтому в развитии речи детей необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, всесторонне развивает.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Чтобы обучение было качественным, интересным, доступным для детей. Я выбрала направление в своей работе: "Устное народное творчество как средство развития речи детей". В связи с этим мною была поставлена цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество. (слайд 2)
Задачи:
1. Развитие творческой индивидуальности
2. Эмоциональное развитие
3. Развитие музыкальных способностей
4. Формирование правильной устной речи
5. Развитие самостоятельности
6. Физическое развитие
7. Воспитание эстетических чувств (слайд 3)
Формы моей работы разные, все они оказывают положительное влияние на развитие речи :
• Чтение русских народных сказок
• Использование потешек
• Разучивание пословиц, поговорок
• Отгадывание загадок
• Речевые досуги
• Спортивные досуги
• Драматизации
• Игры
• Пальчиковая гимнастика (слайд 4)
Фольклор- устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, потешки, частушки и т. д. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа.
Я использую в своей работе такие жанры детского фольклора:
Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, пестушки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, народные игры.
Детский фольклор используется в период адаптации, в режимных моментах, на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, в игре, свободной деятельности. (слайд 5)
Пальчиковые игры- это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития.
Фольклор используется в период адаптации.
Пальчиковая гимнастика- незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка. (слайд 5)
Фольклор используется и в режимных моментах (при умывании, перед едой, перед сном, перед прогулкой)
(слайд 6)
Используются потешки в свободной деятельности, в сюжетно- ролевых играх.
(слайд 7)
Театрализация- образовательное пространство, которое может включать в себя различные формы деятельности: групповая, подгруппами, индивидуальная.
Используя театрализованную деятельность развиваются творческие способности, память, внимание, интонационная выразительность речи детей. (слайд 8)
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром. (слайд 9)
Дети любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи, внимания, координацию движений.
Сочетание музыки, движений помогает делать занятия увлекательными, интересными, доставляет большую радость детям и помогает развивать речь.
Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком и т. д) вот тут-то приходят на помощь считалки, которые служат для справедливого распределения ролей. (слайд 10)
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали из поколения в поколение. Из народных песенок дети узнают о быте народа, его жизни. Песенки учат детей, что нужно делать если ребенок заплакал. Его нужно качать, баюкать. (слайд 11)
Звучность, ритмичность, напевноть, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что способствует разговорной речи. Во время разучивания использую движения. Дети очень любят игры с движениями. (слайд 12)
Обыгрывая потешку, ребенок проявляет свои чувства, мысли, свою самостоятельность, творческие способности. Такую радость доставляют не только народные произведения, но и народные игры. К таким играм можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи.
(слайд 13)
Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью "мышления", направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков
Желтый, но не солнышко
Круглый, но не мяч
Пушистый, но не котенок. (слайд 14)
Работа с родителями.
Цель: Объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей
• Для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации
• Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.
• Спрашивать детей о прожитом дне
• Использовать игровые упражнения "Зимние словечки","Вежливые слова","Назови предмет","Какой он".
• Планирую проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.
• Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных соревнованиях, театрализованных представлениях.
• Мастер-класс. Проведение пальчиковых игр. (слайд 15)
• Вывод:
• Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. (слайд 16)
• Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а также овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка. (слайд 17)
В заключении хочу сказать, что работая по данной теме в течении трех лет речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной.
Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Дети стали более открытыми, раскрепощенными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
• Литература.
• 1. Журнал "Дошкольное воспитание"№5, 2009г
• 2. Журнал "Воспитатель" №1, 2010г
• 3. Воспитание и обучение детей В. В. Гербова
• 4. Журнал "Воспитатель" №1, 2009г
• 5. Хрестоматия для маленьких
• 6. Маханева М. Д "Театрализованные занятия в детском саду" 2001г
• 7. Кожевников А. Ю. Колыбельные, потешки, лепеталки 2011г